Этюдам Шопена, без которых не обходится практически ни один международный фортепианный конкурс, предшествовала длительная история этого жанра, связанная с развитием инструментального исполнительства.
В своем первоначальном, прикладном значении, этюд не претендовал на особую художественную ценность, будучи пьесой инструктивно-тренировочного характера. Созданная для развития исполнительской техники, такая пьеса ставила конкретные исполнительские задачи.
В XIX веке в связи с освоением сравнительно молодой фортепианной техники (со времени выступлений Моцарта – одного из первых, кто музицировал не только на клавесине, но и на фортепиано менее полувека) жанр фортепианного этюда был широко востребован. В год, когда была создана вторая тетрадь шопеновских этюдов, Шуман писал: «У многих обучающихся поникли бы крылья, если бы они увидели всю массу накопившихся до настоящего времени этюдных сочинений». Это были этюды Клементи, Черни, Крамера, Гуммеля, Риса, Кесслера, Мошелеса, Калькбреннера и многих других концертирующих пианистов–виртуозов XIX века.
Творчество крупнейшего советского композитора Альфреда Шнитке (р. 1934) особенно интенсивно развивается в последние десять-пятнадцать лет. Среди премьер выделяются несколько концертов – этому жанру композитор уделяет особенное внимание.
Обновление жанра сольного концерта выражено у Шнитке весьма отчетливо. Так, классическое соревнование солиста и оркестра превращается у него в противостояние, антагонистический конфликт личности и враждебного мира. Конкретный облик, звуковая материя этого конфликта каждый раз иные, иным предстает «сюжет» произведения, по-разному звучит голос «Героя». Но есть и общее. Такова, например, господствующая в партии солиста стихия свободного монолога, речи «от первого лица». Не случайно явное предпочтение, оказываемое Шнитке струнным инструментам, интонационно самым гибким и близким человеческому голосу.
Concerto grosso № 1 (1977) – одно из самых значительных сочинений Шнитке. В его основе – интеграция различных «музыкальных времен» от эпохи григорианского хорала и Возрождения до современности. Они образуют в его музыке особый тип целостности, который сам композитор определил термином «полистилистика», ныне обозначающим не только стиль Шнитке, но и одну из значимых тенденций современной музыки. Построение Concerto grosso по внешним признакам соответствует нормам старинного жанра. Но и концепция сочинения, и его музыкально-выразительные средства глубоко индивидуальны и целиком принадлежат нашему времени. Безупречная по мастерству композиция увлекает красотой и разнообразием мелодики, яркостью контрастов, феерическим блеском партитуры.
Почти все инструментальные концерты возникли по инициативе выдающихся музыкантов, привлеченных высокими художественными достоинствами музыки композитора, его великолепным «слышанием» любого инструмента. Концерт для виолончели с оркестром, завершенный весной 1986 года, посвящен замечательной исполнительнице, заслуженной артистке РСФСР Наталии Гугман с именем которой связаны и два более ранних опуса Шнитке – Соната для виолончели и фортепиано (1978) и Concerto grosso №2 (1982).
Новая творческая вершина Гутман – премьера Виолончельного концерта, ставшая заметным событием музыкальной жизни. Редкая одухотворенность, пластичность исполнительской манеры создавала впечатление сиюминутного рождения яркого новаторского произведения.