• Справедливое идеальное общественное устройство – то, которым правят философы.
• Разумные законы греческого полиса позволили бы этому государственному образованию стать идеальным государством
• В обществе должно быть иерархическое устройство, должно быть сохранено неравенство
• В государстве должны быть богатые и бедные и от этого никуда не убежать
Маркс:• Диктатура пролетариата – идеальное справедливое общественное устройство
• Справедливое общество – абсолютно равное
Что общего в их позициях и представлениях, каковы существенные различия?Общая черта их представлений сводится к тому, что они оба считали, что в обществе есть богатые и бедные. А дальше их представления становятся полярными, потому что Платон считает это нормальным, а Маркс считает, что этого придет конец в результате классовой борьбы.
Также различия в том, что Платон говорит о нормальности и даже необходимости неравенства, но для Маркса, это невозможно. Есть еще одно различие – у Платона государством правят философы, а у Маркса – пролетариат, рабочий класс. Это подтверждает то, что Платон считает неравенство нормальным, а Маркс – нет.
Вопрос 1:
Преимущества «разборно-сборного» метода заключаются в том, что при изучении, для понимания какого-либо общественного явления, нам следует изучать это явление отдельно или человека отдельно. Так, изучая отдельные части общества мы получаем целую картину. Метод наблюдения не позволяет анализировать и вникать в функции каждого элемента. Недостаток в том, что отдельное не всегда идентично целому, как и наоборот, особенно в вопросе общества.
Вопрос 2:
Формулировка: «Возьмите определенный производства» и вы получите «общественно-экономическую формацию». Я разделяю марксистскую идею, но считаю, что она подходит для индустриального общества и сейчас уже не актуально. То бишь она не универсальна.
Вопрос 3:
Существенные различия заключаются в том, что Платон видит во главе государства лидера-мудреца, в государстве общее все, но правители и военные живут за счет демиургов. Маркс, наоборот, считает, что важная роль в обществе отдана стратификации, а значит и мобильности. Общее заключается в том, что и Платон, и Маркс делят общество на классы.
Вопрос 4:
Вероятно, обе мировые войны и распространение коммунистической идеологии на многие страны мира в 20 веке поставили под сомнение исторический оптимизм мыслителей То есть прогресса в происходящем они не наблюдали.
1) 3
2) 1
3) 2
4) 3
5) 1
6) 4
7) 2
8) 4,6
9) 2,5
10) 1
11) 2,3,5
12) 2