Суть разделения в том, что после кончины Пророка Мухаммада (мир Ему) встал вопрос о том, кто дальшу будет править уммой Пророка.
Шииты считали, что им должен стать двоюродный брат и зять пророка - Али ( муж Фатимы-дочеры Пророка), потому что при жизни Пророк очеень часто выделял его среди остальных сподвижников( если нужны цытаты и по подробней - отправлю)
а после него, его сыновья и тапк далее. то есть род через его дочь и двоюродного брата Пророка, Сунниты же счтали что правитель не обязательно должен быть из его рода, а высказывания насчет Али обясняли, тем что пророк просто очень его любил, как и всех остальных
в итоге мусульмане поделились на суннитов, которые выбрали после Пророка себе халифа (возник халифат) Абу Бакра, а шииты выбрали себе Имама (отсюда-имамат) (первый имам- Али и так далее его сыновья и т.д.) , а у суннитов Али- уже четвертый халиф
Общество представляет собой сложную систему. Основные элементы общества как социальной системы: люди, социальные связи и взаимодействия, социальные институты, социальные страты, социальные нормы и ценности. Как и любая сложная система общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема –это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Это экономическая сфера, политическая, социальная и духовная сферы.
Социальное развитие -это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Признаками социального развития являются: необратимость, направленность, закономерность. Важная характеристика социального развития – период времени в течение которого оно осуществляется. Результат социального развития – новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.
Существует две точки зрения на источники социальных изменений:
1. конфликтологическое направление –столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
2. функциональное направлениеисточник социальных изменений находит во внутреннем взаимодействии связанных между собой элементов системы.
Формы социальных изменений: революция( быстрые всесторонние изменения общества) и эволюция постепенных количественных изменений, которые подготавливают качественные изменения).
Социальный прогресс – это направление развития, характеризуещееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.
Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии используют два наиболее общих критерия:
1.уровень производительности труда и благосостояния населения;
2.степень свободы личности.
Социальный прогресспредставляет собой совокупность однонаправленных и повторяющихся изменений в обществе в целом либо в его частях.
Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. В современной социологии выделяют:тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающие элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является производства материальных благ. На этом основании выделяют шесть типов обществ:
1) первобытнообщинное общество;
2) азиатское бщество;
3) рабовдадельческое общество;
4) феодальное общество;
5) буржуазное общество;
6) коммунистическое общество.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.
Доиндустриальное (традиционное) – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и социокультурной регуляции, основанным на традициях. Поведение индивида в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон. В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное.
Вот,что нашла-шииты заявляли, что аят ни об этих людях и считали обязательным подчинение им, потому что они были "власть имущими" ("Аль джамиу ли ахкамиль Коран", Гуртуби, том 5, стр. 259, Бейрутское издание). Заплатив некоторым сочинителям хадисов, они приписали Пророку (д.б.А.р) и следующее: "Любой, не подчинившийся халифу человек, умрет как неверный" ("Муснад Ахмад", 1-й том, стр.31; “Сахих” Муслим, 6-й том, стр.22), и тем самым, обязывали мусульман беспрекословно подчиняться падишахам.
Вот по этой причине шииты стали для них головной болью и никогда не вставали под их знамя. Потому что расценивали их поступок как захват власти, по правду принадлежащей семье Пророка (д.б.А.р.). Поэтому же "власть имущие" представляли шиитов как оппозиционеров, которые противостоят Исламу и хотят стереть Ислам с лица земли.