Средние века - понятие не столько хронологическое, сколько содержательное. Принято вкладывать в него некий ценностный смысл: "отсталое", "реакционное", "нецивилизованное", "проникнутое духом клерикализма", или наоборот, романтизировать Средневековье, искать в нем утраченные впоследствии доблести или красочную экзотику. "Средний век" (medium aevum) представлялся неким безвременьем, разделяющим две славные эпохи истории Европы, средостенье между античностью и ее возрождением, перерыв в развитии культуры, провал, "темные столетия". Средневековью были склонны приписывать все отрицательные признаки. Но именно в Средние века начали зарождаться европейские нации и формироваться современные государства складываться языки, на которых мы говорим. К Средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу нашей цивилизации. Необычность средневековой культуры в странности сочетания, единства полярных противоположностей, сублимированного и низменного, небесного и земного, духовного и грубо телесного, мрачного и комичного, жизни и смерти. Святость может выступать как сплав возвышенного благочестия и примитивной магии, бескорыстия и алчности, милосердия и жестокости. Мнение о том, что в средневековье считалось, что плоть заслуживает одного только презрения и преодоления, что истинная родина человека - не на земле, а на небе - не вполне соответствует действительности. Существовал как бы особый язык карнавальных, смеховых форм и символов средневековья, с присущими ему всенародностью и универсальностью. Средневековая культура вырисовывается в виде невозможного сочетания оппозиций. Теолог утверждает богоустановленную иерархию, для того чтобы тут же обречь на вечную гибель стоящих у ее вершины и возвысить подпирающих ее основание. Прославляется ученость и презрительно взирают на невежественных "идиотов", и в то же время вернейшим путем, который ведет к души, провозглашаются неразумие, нищета духа, а то и вовсе безумие.
Детство это очень размытое понятие географически и исторически. В одной стране 18 лет еще ребенок, в другой - уже нет. Где эта граница? в 14 лет? в 16? 18, 21? А где-то в 13 лет уже можно заключать брак. Если говорить про детство как продукт именно исторического развития, то ключевым будет влиения общественно экономического уклада. Если это период когда работала крестьянская семья на Руси, где собирают скудный урожай из-за проблем с плодородной землей и коротким периодом посадки-уборки, учитывая, что нужно успеть посадить и собрать урожай за считанные дни, отработать 100-120 дней, чтобы потом не умереть с голоду зимой. То тут важны все каждого человека, даже совсем маленького. Поэтому тут ни о каком детстве речь не идет. Начал ходить можешь принести обед, можешь косить, можешь принести воды ... вперед. Ребенок по нашему в 5-7 лет, тогда уже был полноценным участником экономического процесса. С появлением промышленного уклада, появилась необходимость качественного образования людей. Нужно было длительное время учить людей грамоте, затем профессии и поэтому понадобилась школа, 10 лет учебы в отрыве от полноценной экономической деятельности, так детство было продлено до окончания школы.
Научные идеи, просвещение, грамотность решающим образом влияют на прогресс общества. Сегодня, в эпоху компьютерной революции, мы знаем, как велика роль информации и знаний. Интеллектуальный капитал уже перевешивает финансовый. Экономика, темпы ее развития, организация, размещение, инновационная составляющая зависят от идей, а не вещей. Таким образом, на основе фактических данных можно доказать, что духовная сфера определяет экономическую, а не наоборот. Благодаря исследованиям М. Вебера мы понимаем, какую важную роль в развитии капитализма сыграли религия, прежде всего протестантизм. Свойственные ему трудовая этика и кодекс поведения в решающей мере обусловили развитие «духа капитализма». Те страны, где не было капитализма, первоначально отставали в экономическом развитии. Хотя сегодня развитию капитализма помимо протестантизма и буддизм, и синтоизм, и ислам. Япония, Арабские Эмираты, Тайвань, Южная Корея, а теперь и Китай обогнали по темпам развития традиционные регионы протестантизма. Точно так же можно доказать и то, что на экономическую, социальную и духовную сферы решающее влияние оказывает политика. Социальная сфера прямо Научные идеи, просвещение грамотность решающим образом влияют на прогресс общества. Сегодня, в эпоху компьютерной революции, мы знаем, как велика роль информации и знаний. Интеллектуальный капитал уже перевешивает финансовый. Экономика, темпы ее развития, организация, размещение, инновационная составляющая зависят от идей, а не вещей. Общеизвестно, что изменение политического строя меняет условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным стимулом к массовым политическим движениям служит неудовлетворенность больших групп населения своим положением в обществе — материальным, социально-культурным и др. Политики используют в своих целях социальное настроение широких слоев общества, например ради политических целей сокращают финансирование социальных программ-культуры и науки, свертываются космические программы и т.д.