Оли женщин в истории Древнего Египта учёные уделяют мало внимания. Даже о таких великих царицах, как Нефертити, Нефертари или женщина-фараон Хатшепсут практически невозможно найти достаточно полную и объёмную информацию. Мы рассмотрим жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству.
Основной функцией женщины, несомненно, было продолжение рода. Каждый египтянин, глава семьи, должен был иметь свой собственный дом, будь то дворец или жалкая лачуга. Понятия «построить дом» и «взять жену» были для египтян синонимами. До нас дошли свидетельства того, что нередко браки заключались по воле родителей или господ, однако лирические стихи, донесённые до нас папирусами из музеев Турина и Лондона показывают, что молодые люди пользовались значительной свободой и могли жениться по любви. Кроме того, в египетских любовных сказках нередко часто описываются ситуации, когда влюблённому юноше приходилось походить испытания, чтобы добиться руки возлюбленной. Интересно, что сюжет сказки о Золушке, написанной Ш. Перро в 17 веке, был известен египтянам. Расшифровка папирусов показала, что эта сказка была очень популярна, её героиню звали Родопис, а вместо хрустального башмачка у неё была золочёная сандалия.
В любовных песнях юноша называет свою невесту «моя сестра» , а та его – «мой брат» . После свадьбы муж продолжал называть жену «сенет» – «сестра» , а не «хемет» – «супруга» , правда, на судебных процессах на подобные тонкости не обращали внимания. Эта игра слов вызвала недоразумения у некоторых египтологов, которые утверждали, что у древних египтян браки заключались между родными братьями и сёстрами. Конечно, некоторые фараоны женились на своих сёстрах и даже на дочерях, но «закон дозволяет фараону делать всё, что он хочет» .
Моногамия была у египтян основной формой брачных отношений. Однако, в отличие от женщины, неверность которой каралась смертью, мужу разрешалось иметь в своём доме наложниц. Известны случаи полигамии, но они довольно немногочисленны среди простых смертных. Фараоны же обладали огромными гаремами. Например, у Рамзеса 2 было около 160 детей. Нетрудно представить, сколько женщин обитало в его дворце! Впрочем, за редким исключением, жёны прекрасно ладили между собой.
О свадебных обрядах нам практически ничего не известно. Как правило, за невестой давалось приданное. Ритуал «сватовства» был прост: когда фараон из «романа» о Сатни-Хаэмуасе решает поженить своих детей, он просто говорит: «Пусть приведут Ахури в дом Неферкаптаха этой же ночью! И пусть принесут с ней превосходные дары! » Судя по всему, именно пышная процессия, сопровождавшая переход невесты в новый дом и была египетской «свадьбой» . После перехода породнившиеся семьи пировали и гуляли в меру своих возможностей.
Вполне вероятно, что брак в Египте регистрировался в так называемых «Домах жизни» – центрах духовной жизни египтян, в которых писцы и жрецы составляли и хранили записи и документы. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона» . Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю.
1. Индивид заблуждается совершенно искренне, принимая свое заблуждение за единственную инстанцию правды, стойко держит свои позиции. Консерватизм его взглядов мешает увидеть реальность с более широкого спектра взгляда. 2. Индивид играет в свое заблуждение. То есть, он все отлично понимает, но делает выбор за своей социальной маской, или ролью, например: "хорошую «мину» и манеры при плохой игре" - это стиль многих политических лидеров, перед выборами обещающих, что все будет отлично, просто "выберите меня!" Постоянно поддерживая в людях иллюзию силы, будущего счастья, играя на их порывах и стремлениях воплотить фантазии в жизнь, такие лидеры обретают и власть, и довольно приличное материальное обеспечение. К этой категории относятся также и представители сетевого маркетинга, строители идей и финансовых пирамид, псевдо духовные учителя и лидеры. 3. Человек на самом деле искренне заблуждается и не играет в эти заблуждения, ибо верит в них, но ему нужны эти свои заблуждения из-за каких-либо своих личных, или социальных выгод, поэтому ему обязательно важно поддерживать свои созданные ментальные конструкты. Так например, жена, интуитивно чувствующая измену своего мужа, не верит своей интуиции, но опирается на его слова о верности и любви. Это известный страхующий механизм сознания: в подобных ситуациях можно говорить о том, что человек упорно желает быть глухим, слепым и слабым. Множество людей ошибочно заблуждаются в своей социальной значимости: бывает и так, что отдавая весь свой энергетический жизненный потенциал своей профессии, человек заблуждается в том, что он реализует себя социально, что нужен этому сообществу, что имеет вес и значимость в коллетиве: приходит момент смены руководства на рабочем месте и преданный сотрудник оказывается неугодным, или не нужным.. Такие повороты судьбы всегда воспринимаются очень болезненно и часто с психическими сломами, или нарушениями. 4. Фанатизм. Эта категория людей не анализирует ситуацию вообще. У них есть один целеустремленный, управляющий голос: голос их авторитета. К примеру, голос их учителя, или голос кого-то значимого для них, или чего - то значащего: если это нечто - неодушевленное, то это может быть идея, которой одержим человек. Религиозный, сектантский, спортивный фанатизм, итд. Также, голосом единственного авторитета может быть и собственный голос неочищенного ума (не внутренний голос души) 5. Заблуждения с прозрением. Индивид не закрыт от поступающей информации окружающего мира, и его восприятие меняется с ростом развития его сознания. Это, можно сказать, хороший случай заблуждений, ибо он несет собой стимул к собственному духовному и сознательному развитию личности.
Потому что человеку возможно будет неприятно