Права и обязанности - это, в первую очередь, элементы общественного разделения труда. Права говорят о том, что человек может свободно позволить себе и допустить по отношению к другим людям. Обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время права и обязанности взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. В демократическом обществе они более симметричны. Таким образом, от того, как соотносятся права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества.
Соц статус школьника объясняется его возрастной характеристикой и получаемым образованием. Поэтому он должен: слушать учителя, родители становятся не авторитетом, ученик нацене на коллектив, в старших классах - на поступление в ввуз и самоопределение в желаемой профессии через образование дальнейшее.
Нет, государства не могут существовать без прав и обязанностей. Например, в государствах - утопиях все равно были права и обязанности; в современных не цивилизованных культурах у каждого члена племени есть свои обязанности, будь то вождь или кухарь. Но с точки зрения типа правления ситуация другая: так, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны, напротив, у обычных граждан много обязанностей и мало прав.
Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии) ; 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.
"Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует сопоставляя её с альтернативными вариантами".
Для того, чтобы глубже вникнуть в понимание слов Смита, необходимо разобраться с понятиями, речь о которых идет в данном высказывании. Что такое хозяйственная система, какой смысл мог вложить автор в этот термин? Очевидно, что хозяйственная система - понятие из области экономики. Ведь какая область естествоведческих наук кроме экономики занимается изучением хозяйствования? Само слово "экономика" уходит корнями к хозяйствованию, и домашнему хозяйствованию в первую очередь. Что же такое "хозяйствование"? Это своего рода "управление" - людьми, ресурсами, производством. Быть хозяином чего-либо - прежде всего нести полную ответственность и управлять деятельностью (в частности). Логично предположить, что "хозяйственная система" - это некая стратегия управления. Так, мы можем назвать хозяйственной системой политику предприятия или государства.
Что же значит эффективность "хозяйственной системы"? Очевидно из термина, что система может быть эффективной, не эффективной, или эффективной в той или иной мере по сравнению с иной системой. Мы сами только что пришли к объяснению этих слов. Подобное можно сравнивать только с подобным, чтобы сравнение было максимально полным и точным. Любое сравнение, конечно, должно проходить в равных условиях, при одинаковых обстоятельствах, но прежде всего, равных объектов сравнения. Если мы захотим сравнить по лазить по деревьям обезьяну и слона, то такое сравнение не будет равным, и прежде всего потому, что объекты совершенно различны. Судить о эффективности можно только в сравнении, которое должно обязательно отвечать заданным выше стандартам. В противном случае, не прибегая к сравнению, мы вообще не сможем судить об эффективности. Толкиен в трилогии "Властелин колец" писал о "хозяйственной системе" правителя одного из королевств следующие слова: "он правил мудро". Обращаю внимание, что не эффективно, а именно мудро. Об эффективности подобного правления не скажет ни автор, ни читатель, ведь нет аналогов для сравнения.