Автором этого высказывания является известный социолог майкл янг – основоположник и теоретик современного меритократизма, принципа , согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального и происхождения. он считал, что социальный прогресс зависит от меры сочетания власти и интеллекта. с его высказыванием я полностью могу согласиться. если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей личности. для анализа фразы «становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» следует обратиться к понятию «социальный статус»:- это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. например, принцесса — это предписанный статус. девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно будущее принцессы. или быть девушкой — это мой предписываемый статус, зависящий от рождения, но быть студенткой — достигаемый. кроме основных статусов есть еще один - смешанный, он обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. например, инвалид, беженец, безработный. в примитивных, то есть традиционных обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. в современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант. талант — это присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. например, художник – это человек искусства, с детства он уже отличается от других, у него иной взгляд на мир. способности рисовать заложены в нем с рождения, они выявляются при создании новых картин, оригинальных работ. социальная позиция, закрепляется через индивидуальный выбор, стремление и конкуренцию. выбор — это наличие различных вариантов для осуществления воли. наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. в жизни, столкнувшись с выбором, каждый будет действовать исходя из собственных способностей и стремлений. безусловно, на выбор влияет и престижность тех или иных статусов. престиж – это оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых . например, сейчас достаточно распространена и применяема в различных отраслях юридическая специальность, она считается престижной. поэтому много молодых людей учится именно по этой специальности, прикладывают усилия, чтобы повысить уровень своих знаний. от активной деятельности зависит их положение в обществе. соответственно, социальный статус, престиж и авторитет личности определяют образование, квалификация и личные качества индивида. подводя итоги моим рассуждениям по теме эссе на тему «становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида», можно согласиться с высказыванием автора и сделать вывод, что на становление того или иного достигаемого статуса влияет множество факторов. сочетание таланта, соответствующего выбора и активности способствует достижению не просто положения в обществе, а престижного социального статуса.
На Кубани испокон веков процветали ремесла. Сохранение опыта предков занимает особую нишу и сейчас. Яркое тому подтверждение традиционная выставка-ярмарка «Кубанские народные промыслы и ремесла». В эти выходные она уже в третий раз в центре Краснодара. Более 300 лучших мастеров и ремесленников из всех городов и районов Кубани, а также Крыма, Ярославской области, Ставропольского края, Адыгеи и Кипра поделились с пришедшими своими достижениями. На Соборной площади города собрались мастера гончарного дела, кузнецы, резчики по дереву, стеклодувы и ткачихи. Ежегодно они не только привозят результаты своей работы, но и рассказывают о тонкостях ремесла, материалах, которые используются при изготовлении, достижениях и планах. В основном, умельцы перенимают опыт промысла у своих дедов и прадедов. Сегодня успешно работают более 400 студий. В них занимаются более 6000 мастеров и ремесленников. Сохранить и продолжить традиции времен – главная цель.
Итак, одно из самых популярных по сей день – искусство художественной обработки дерева. Ресурсы лесов края сделали дерево доступным и самым популярным материалом в тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других народных промыслах ещё в Казаки любили изготавливать из дерева мебель, расписные сундуки, наличники окон, резные зеркала и надкрылечные зонты. По-особенному на Кубани относились к деревянной посуде. Ею занимались во многих горных и предгорных станицах.
Следующее в списке традиционных ремесел – гончарное.
Самые древние сосуды, найденные при раскопках, относятся к эпохе энеолита (медно-каменного века). Это простые горшки, либо с округлым, либо с заостренным дном, которые лепились вручную, а затем обжигались в костре.
Форма дна неслучайна. В древности не было ровных столов, а изделия нестандартного решения было удобнее ставить на землю или в угли костра.
Расцвет этого ремесла начался в эпоху античности, с появлением на берегу Черного моря греческих поселений с гончарными мастерскими, где изготовленную посуду покрывали цветным лаком. Во времена средневековья и в более поздние века гончарное дело замедлило темпы развития. Связано это, в первую очередь, с войнами и переселениями народов.
Вообще по словам краеведов, всего можно выделить четыре главных района, где гончарное дело развивалось масштабнее прочих: станица Пашковская,Старощербиновская, Рождественская иБаталпашинская. Лучшие залежи гончарной глины на Кубани в станицеПашковской и Елизаветинской. Упор мастера делали на посуду и игрушки для детей. Соединяли гончарное производство с выделкой кирпича.
Сами формы кубанской керамики всегда были просты, орнамент яркий, чаще растительный. Используемые в быту кувшины, так называемые «глэчики», «макитры», миски, ситечки, кружки, корчаги для теста и рукомойники обрабатывали темно-зеленой и коричневой глазурью – «поливой». А вот выделить какие-либо особенности, характерные только керамике края достаточно сложно. Связано это с тем, что ремеслом занимались, в основном иногородние и переселенцы. Получалась, своего рода, солянка из опыта и традиций разных районов. Увидеть можно было мотивы не только русской, но и украинской и кавказской керамик. Кубанских гончаров всегда очень уважали. О них можно найти много текстов в фольклоре.
В 20-м веке глиняную посуду заменила стеклянная и железная. О пластике, наверное, и упоминать не стоит. Однако, истинные ценители прекрасно понимают пользу посуды из натуральной глины для здоровья и все её эстетические качества.
Сейчас традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские в самом Краснодаре, в станице Холмской Абинского района, в Лабинском районе,Славянске-на-Кубани и посёлке Мезмай Апшеронского района.
Ещё одно из древнейших народных промыслов восточных славян – лозоплетение. Привезли его на Кубань из Украины черноморские казаки в конце XVIII века. Из лозы делали невероятное количество предметов – от элементарных корзин для покупок и хранения продуктов, до плетней и хозяйственных построек. Из гибкой, золотистой ивовой лозы плели овчарни.
Традиции кубанского лозоплетения продолжают и современные умельцы. Встанице Пашковской, например, живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её изделия, среди которых даже перстни из ивовой лозы, обычно забирают за границу туристы.