Смысл данной мудрости ведет нас к истокам понимания самого значения суда.
Исконно судебное дело предполагалось как средство для достижения истины.
Судьи всегда являлись и являются до сих пор теми людьми, которым нужно доверять в первую очередь. Это вынуждает тех людей, кто избрал для себя данную профессию, изучить как никто другой юридическую науку и знать её на самом высшем уровне.
Процесс требует немалой мыслительной работы и скорости принятия верных решений, поэтому судьями могут стать только высокоинтеллектуальные люди.
В знаменитой фразе речь идет об ошибке судьи, как об одном из опаснейших факторов, влияющих на жизнь человека. Она ставится в противовес преступлениям простых граждан.
И это верно, ведь если один человек совершил проступок – закон обязует его ответить по всей строгости, и инцидент будет исчерпан.
Однако, если судья допустит ошибку – это будет крахом доверия ко всему судейству, и может привести к разрушительным последствиям в обществе. Потому что кто как не судьи в первую очередь в совершенстве должны знать закон и не допускать отклонений?
Отсюда и сравнение с водоемами, так как простой гражданин подвержен наказанию, а судья – это и есть главный источник истинной справедливости.
Сенека как стоик и фаталист апеллировал к некоей высшей справедливости, к богам (богу), который непременно накажет "плохих", и вознаградит "хороших".
При том что фраза почти блестящая, из неё не видно, что человек должен стать хозяином своей судьбы и бороться за лучшую долю.
Таким образом стоицизм, а в дальнейшем христианство были использованы правящими классами для воспитания терпеливости и смирения у народных масс, сыграли на руку паразитам, угнетателям. Так философия неожиданно напитала рабскую психологию новым аргументом: мол, плохой власти небеса не допустят, накажут, в ад сошлют и пр. А мы слабые, покорные, ничего не можем, нам вредят, а мы потерпим, всё скоро закончится, будет нам Высший Суд и рай!
А вот что Сенека имел в виду этим высказыванием, напишите сами. Я лишь даю скептическую оценку этому высказыванию.