Старообря́дчество, или древлеправосла́вие (в также старообрядство[1][2]) — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебной практики Московской церкви[3] того времени с греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской.
Богослужебная реформа была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы были преданы анафеме как еретики[4] на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов[5]. Реформа вызвала раскол в Русской церкви. В результате появились оппозиционные группы раскольников, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия[6].
При Екатерине II в 1783 году использование слова «раскольник» в официальных бумагах и в устной речи попало под запрет[7]. Начиная с 1788 года вместо названия «раскольники» введено употребление слова «старообрядцы»[8]. В 1803 году слово «раскольник» вновь возникает на страницах официальных документов[7]. Приверженцы старообрядчества (за исключением единоверцев) до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.
В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, «яко не бывшие»[9]. Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с РПЦ.
В зависимости от отношения старообрядцев к священству принято делить их на две группы — поповцев и беспоповцев[10]. Поповцы полагают «новообрядцев» еретиками второго чина (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица)[11]; большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают «новообрядцев» еретиками первого чина, для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён[12]. Крупнейшая старообрядческая организация в современной России — Русская православная старообрядческая церковь — относится к поповцам[13].
Культура — это стремление
к совершенству посредством познания
того, что более всего нас заботит,
того, о чем думают и говорят...
Мэтью Арнольд.
Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.
Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.
Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.
Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять...».
Но нельзя полагаться на добро, образование и «правильное» поведение. В наше время люди уделяют слишком мало внимания культуре, а многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни, тем самым проявляя невежество, лень, эгоизм, лицемерие.
Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкуренто а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.
В заключении, нужно отметить: сколько бы не говорилось о культуре, но «только по делам познается человек».
Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.