Суть принципа софистов: «Человек есть мера всех вещей»Софистика — открытый рационалистический (ранее натуралистический) период греческой философии.Софистом (от греч. sohyists — искусник, мудрец) сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а также знаменитых «семь мудрецов». Впоследствии смысл этого понятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.Софистов было немало, но наиболее характерны для сути этого направления — Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.), Продик (род. между 470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только технике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать, так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость Несовместимость обусловлена мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения — слова.Продик проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Именно с них начинается философская лингвистика. Им принадлежит заслуга в изучении греческой словесности. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным. 8 связи с этим софисты посчитали словесность чрезвычайно важным объектом осмысления, и слово явилось самостоятельным предметом изучения. Хотя иные софисты были крупными мыслителями, релятивизм их зачастую вел к субъективизму и скептицизму. Вместе с тем нельзя отрицать их несомненной роли в развитии диалектики.
В X тыс. до н.э. на Земле произошли глобальные экологические изменения. Изменился климат в Европе, Азии,Африке. Исчезли многие виды животных и растений, кото рые были главными источниками питания людей. Возникли новые условия хозяйствования. Стало развиваться земледе лие. Оно позволяло выращивать необходимые растения. На рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах крупных рек —Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — возникают раннеземледельческие общества. В них зарождаются государства. Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения, людей. На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться государством. Находившиеся у власти были заинтересованы прежде всего в том, чтобы отразить в обязательных правилах собственные интересы, закрепить собственные привилегии. Поэтому устанавливались строгие меры наказания за преступления против государства или тех, кто стоял у власти. Считается, что одной из первых форм выражения права стали агрокалендари, регулировавшие сельскохозяйствен ное производство. *"Агрокалендарь"*" "— документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности. Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, устанавливали иподдерживали общественный порядок. Такие правила поведения обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна мирная жизнь. Значительную роль в создании права сыграли судебные органы. Рассматривая конкретные дела, они выносили решения, которые превращались в общие нормы "(судебные пре""цеденты). "Такие решения становились обязательными при рассмотрении аналогичных дел в дальнейшем. С развитием письменности и укреплением государственной власти правовые нормы начинают фиксироваться в законах. Первые законы создавались как своды правовых обычаев и судебных решений. Такими, например, были законы царя Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н. э. в Вавилоне.
В желании выражается сущность человека. Бенедикт СпинозаЧеловек, развившийся рано, не может ни исключительно жить семейной жизнью, ни отказаться от нее в пользу всеобщих интересов. Герцен А.Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы. Пьер АбелярЧеловек поглощенный мыслью о мщении, не дает зарасти своим ранам, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Фрэнсис БэконЧеловеку, кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье! Федор Мuхайлович ДостоевскийНаш долг - ненавидеть в грешнике его грех, но любить самого грешника за то, что он - человек на благо. Фома АквинскийЧеловеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа. Никколо МакиавеллиИз двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав. Пифагор СамосскийЗа три вещи благодарен я судьбе: во-первых, что я человек, а не животное; во-вторых, что я мужчина, а не женщина; в третьих, что я эллин, а не варвар. ФАЛЕСИбо Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет. Томас ГоббсВоспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки, полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью. Георгий ПлехановСемейная любовь — наиболее распространенное между людьми и наиболее прочное, потому, в смысле влияния на жизнь людей, самое важное и самое благотворное изо всех добрых чувств человека. Чернышевский Н.Г.Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. Леонардо да ВинчиЕдва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями. Джон ЛоккГолос истины неизящен, а изящна речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый - лжец. Лао-ЦзыВсякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться. Николай КузанскийНи один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему. Блаженный АвгустинЧеловек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл. Толстой Л.Н.Каждый человек проявляет в нравах то, что с убеждения глубоко укоренились в его душе. Эразм РоттердамскийПосмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда сможет ли человек скрыть, что он из себя представляет? Конфуций