Индустриальное: 1) В индустриальном обществе на рубеже XIX–ХХ вв. значительная часть самодеятельного населения была занята в промышленности.2) Производительность сельского хозяйства в индустриальном обществе намного выше, чем в аграрном, а объем неаграрной, промышленной продукции превосходит объем аграрного производства. Совершенно новым было то, что на рынок почти нескончаемым потоком поступают все новые товары.3) В индустриальной стадии мелкомасштабность коммунального общежития почти полностью исчезает. Человеческие взаимоотношения принимают деловой характер и основываются на договоренностях. Господствует крупномасштабное производство и большинство населения концентрируется в городах: происходит урбанизация. Натуральное хозяйство или обеспечение через местный рынок уступает место снабжению через национальный или международный рынок.4) Социально-политическое устройство основывается на равенстве всех граждан перед законом, на суверенитете народа в целом. Последнее означает, что государственная власть принадлежит всему народу, а не одному лицу, как это было во времена абсолютизма. Кроме того, государственная власть имеет прямую связь с правом, поэтому для характеристики государств этого типа употребляется также термин «правовое государство».5) Форма власти (правление) имеет рациональную основу и только в исключительных случаях покоится на харизматических или традиционных началах. В индустриальных обществах бюрократия – профессиональное чиновничество – играет важную роль в обеспечении повседневного практического функционирования власти. Однако являясь сама по себе рациональным инструментом для управления государством, бюрократия легко может выродиться в косную машину.6) Последняя отличительная черта индустриальных обществ заключается в том, что почти каждый умеет читать и писать. Сложность общества этого типа делает необходимым знание вещей, находящихся вне прямой среды обитания каждого отдельного человека. Это подразумевает существование соответствующей системы коммуникаций. Наилучшим средством для распространения знаний явилась письменность. Огромная роль письменности, всеобщее образование и наличие прессы, радио и кино являются важными чертами индустриальных обществ. Правда, существует опасность того, что эти средства массовой коммуникации могут быть использованы в целях политической пропаганды и поставлены под контроль узкой группы лиц (например, партии).+ урбанизация
Традиционного: 1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков. 2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития. 3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею. 4. Основа экономической системы - общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности. 5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы. 6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует. 7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней. 8. Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.
Постиндустриального: 1.основной фактор производства-знания, информация 2.автоматизация производства, компьютеризация. 3.творческое начало труда, 4.рост численности среднего класса 5.политический плюрализм 6.непрерывное образование 7.высокая продолжительность жизни 8.идивидулизация производства 9.широкое развитие сфер услу
Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.
Прием в гражданство в общем порядке. Прием в российское гражданство (натурализация, укоренение) осуществляется в России в разрешительном порядке, хотя момент усмотрения существенно ограничен законодательными рамками. Суть ограниченного разрешительного порядка: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство России при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. Однако Президент, принимая свое решение, должен ориентироваться на требования законодательства о гражданстве.Данный порядок не ущемляет право индивидов на гражданство. Право каждого человека на гражданство не означает возможность получения гражданства любым желающим. Оно включает: во-первых, право человека на обращение за гражданством даже в случае, когда ему ранее было в этом отказано; во-вторых, обязанность государства закреплять в законодательстве основания отказа в приеме, если даже они содержат момент усмотрения.Одним из критериев правомерности приема является добровольность со стороны обращающегося лица. Добровольность выражается в подаче заявления о приеме в гражданство по собственной воле лица. С точки зрения международного права противоправными считаются односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданам иностранных государств, например после аннексии чужой территории.Законодательство большинства государств закрепляет определенные предпосылки приема в гражданство. В ряде стран, например, на основе доктрины «эффективной связи лица с государством» предпосылкой приема является «домицилий», или иначе, ценз оседлости. В некоторых странах условие оседлости считается выполненным, если ходатайствующий о приеме в гражданство человек послужит некоторое время на судах заграничного плавания конкретного государства (как в Швеции) или в действующей армии (как в США).Эффективная связь лица с государством подразумевает его фактическое укоренение в государстве и обществе, когда человек, не будучи гражданином, постоянно и на законных основаниях проживает и работает в данной стране, имеет здесь недвижимость и иную собственность, участвует в общественно-политической жизни в допустимых формах и т.д.Российский законодатель также вводит ценз оседлости и называет ряд иных условий приема в гражданство.По общему правилу, с заявлениями о приеме в гражданство вправе обращаться иностранцы, лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, дее проживающие на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны не более чем на три месяца в течение одного года.
1) В индустриальном обществе на рубеже XIX–ХХ вв. значительная часть самодеятельного населения была занята в промышленности.2) Производительность сельского хозяйства в индустриальном обществе намного выше, чем в аграрном, а объем неаграрной, промышленной продукции превосходит объем аграрного производства. Совершенно новым было то, что на рынок почти нескончаемым потоком поступают все новые товары.3) В индустриальной стадии мелкомасштабность коммунального общежития почти полностью исчезает. Человеческие взаимоотношения принимают деловой характер и основываются на договоренностях. Господствует крупномасштабное производство и большинство населения концентрируется в городах: происходит урбанизация. Натуральное хозяйство или обеспечение через местный рынок уступает место снабжению через национальный или международный рынок.4) Социально-политическое устройство основывается на равенстве всех граждан перед законом, на суверенитете народа в целом. Последнее означает, что государственная власть принадлежит всему народу, а не одному лицу, как это было во времена абсолютизма. Кроме того, государственная власть имеет прямую связь с правом, поэтому для характеристики государств этого типа употребляется также термин «правовое государство».5) Форма власти (правление) имеет рациональную основу и только в исключительных случаях покоится на харизматических или традиционных началах. В индустриальных обществах бюрократия – профессиональное чиновничество – играет важную роль в обеспечении повседневного практического функционирования власти. Однако являясь сама по себе рациональным инструментом для управления государством, бюрократия легко может выродиться в косную машину.6) Последняя отличительная черта индустриальных обществ заключается в том, что почти каждый умеет читать и писать. Сложность общества этого типа делает необходимым знание вещей, находящихся вне прямой среды обитания каждого отдельного человека. Это подразумевает существование соответствующей системы коммуникаций. Наилучшим средством для распространения знаний явилась письменность.
Огромная роль письменности, всеобщее образование и наличие прессы, радио и кино являются важными чертами индустриальных обществ. Правда, существует опасность того, что эти средства массовой коммуникации могут быть использованы в целях политической пропаганды и поставлены под контроль узкой группы лиц (например, партии).+ урбанизация
Традиционного:
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков.
2. Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития.
3. Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею.
4. Основа экономической системы - общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности.
5. Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы.
6. Государство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроля не существует.
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней.
8. Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.
Постиндустриального:
1.основной фактор производства-знания, информация
2.автоматизация производства, компьютеризация.
3.творческое начало труда,
4.рост численности среднего класса
5.политический плюрализм
6.непрерывное образование
7.высокая продолжительность жизни
8.идивидулизация производства
9.широкое развитие сфер услу