Фа́брика (от лат. fabrica — мастерская; заво́д[1][2]) — промышленное предприятие, основанное на применении машин[3], характеризующееся крупномасштабным производством. Как правило, состоит из одного или нескольких расположенных неподалёку друг от друга строений, в которых располагаются цеха, сформированные по функции или по виду выпускаемой продукции, а также складские и офисные помещения. Термин «фабрика» применяется обычно в лёгкой и добывающей промышленности (трикотажная фабрика, обогатительная фабрика), в прочих отраслях — чаще употребляется термин «завод» (хлебозавод, автозавод, механический завод); группы заводов и фабрик, подконтрольные единой структуре, объединённые общим территориально-производственным комплексом и единой цепью поставок называют комбинатами (горно-обогатительный комбинат, металлургический комбинат).
Появление заводов и фабрик в XVIII—XIX веках, сменивших мануфактуры, на которых преобладал ручной труд — основная отличительная черта Первой промышленной революции; со временем заводы и фабрики стали основной формой промышленных предприятий.
Основные характеристики фабрик и заводов: отраслевая направленность, тип производства, производственная мощность, фактический выпуск продукции в единицу времени в натуральном и денежном выражении, количество работников, стоимость основных фондов и их износ, площадь участка, общая площадь производственных помещений, энергоёмкость, уровень механизации и автоматизации труда, подъездные пути.
В различных иудейских сектах возникали идеи мессианизма (Мессианизм - религиозная вера в пришествие Мессии который ни с неба для установления царства Божьего). Генетически христианство близко иудаизму, возникшему в первом тыс. до н.э. у древних евреев. Но в отличие от иудаизма, который является религией еврейского народа, христианство, как и буддизм и ислам, является одной из так называемых мировых религий.
Христианство, зародившееся в первом веке н.э., сначала находит распространение в Палестине, а также у средиземноморской диаспоры других Восточных провинций, недовольных римской властью и чуждым им образом жизни, который навязывался центром империи. Иудея видит в Риме «великую блудницу». Зарождение христианской религии происходит на фоне общего острого кризиса античной культуры вообще и мифологических представлений о мире, в частности.
Возникая на фоне общекультурного кризиса, идеи мессианизма, существовавшие в различных религиозных сектах, приводят к появлению христианства - религии, центральной фигурой которой становится Иисус Христос, богочеловек, посланник божий мессия).
Провозгласив равенство людей перед Богом, христианство вступило в оппозицию с идеей иудейской национальной исключи-тельности, вызвав сильное недовольство иудеев. Несмотря на противодействие со стороны иудейских первосвященников и офи-циальной власти, молодая религия приобретает всё больше при-верженцев, выходцев из разных народов, а конфликт её с иудаизмом становится всё острее.
Религиозные идеи христианства изложены в Новом завете, содержащем как описания земной жизни и мученической смерти Христа (Евангелия), так и тексты о деятельности его первых учеников и последователей, о положении христианских общин в Римской империи. В единстве с Ветхим заветом, выдающимся культурным памятником архаической эпохи, эти книги составляют Библию.
На протяжении двух веков со стороны империи велось жестокое преследование христиан. Однако влияние христианства становилось все сильнее, сторонники этого учения имелись по всей территории громадного государства.
Социально и организационно раннее христианство утверждается посредством создания общин верующих, которые стали зародышем христианской церкви, во II - IV веках. Начиная с 451 г. (Халкидонский собой христианской церкви) христианство становится государственной религией Римской империи. Извилистый, полный борьбы, и в то же время триумфальный путь христианства состоит из множества этапов. Утверждение и закрепление христианства в качестве государственной религии Римской империи «от Атлантики до Месопотамии и от Британских островов до Эфиопии» продолжалось вплоть до VII века. С IV в. по VII в. появляются христианские общины у народов восточного Средиземноморья (христиане Египта: копты, сирийцы, эллинизированные народы Малой Азии). В III - IV веках христианство закрепляется в Армении и Грузии.
В конце IV и в V столетии происходит «великое переселение народов», когда на территорию Римской империи, существенно ускорив её распад, приходят племена готов, гуннов, вестготов и вандалов. 476 год является последним в существовании многовековой власти Рима. Римская империя распадается на две части - Западную и Восточную. В государственно-территориальном отношении это означает появление Западной Римской и Восточной Римской империй, в культурном - двух типов культур (западно-европейской и византийской), в религиозном отношении это позднее приводит к образованию двух разновидностей христианства - католицизма и православия.
Пережив крушение Западной Римской империи в V веке, хри-стианство, распространялось далее среди европейских народов. К VI веку его приняли кельты, внесшие огромный вклад в утверждение христианской культуры на Западе (предания о Граале, короле Артуре, рыцарях Круглого стола и др.), а также франки, народности Ирландии и Англии. Преодолевая сопротивление язычества, христианство распространялось среди германских племен, дойдя с Запада к Польше и Скандинавии в IX веке.