Субъект суждения, предмет, о котором что-либо утверждается или отрицается. Объект- то что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы. Ноумен обозначающий объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно воспринимаемых феноменов; вещь как таковая, вне зависимости от нашего восприятия. фено́ме́н — необычное явление, редкий факт; то, что трудно постичь.априоризм — АПРИОРИЗМ (от лат. a priori из предшествующего) философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, причем эта первичность по отношению к опыту и независимость от него представляет… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Агностици́зм (от др. -греч. ἄγνωστος — непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах).Истина, она же правда, это логическое и философское понятие, обозначающее подтвержденный факт, ни у кого не вызывающий сомнений, то есть объективную реальность, верную на 100%. ... Получается, что истина это факт, существующей вне обстоятельств и мнений. разум
высшая ступень познавательной деятельности человека логически и творчески мыслить, ум, интеллект. Рассу́док — часть мыслящего сознания логически осмыслять действительность,[1] познавать вТрансценде́нтность, трансценде́нция, прил. трансценде́нтный — то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта. понятиях вещи и их отношения составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.ДУАЛИЗМ (от лат. dualis—двойственный)—философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал универсума — материального и духовного, физического и психического, тела и души. Эмпирические данные — данные, полученные через органы чувств, в частности, путём наблюдения или эксперимента. В философии после Канта полученное таким образом знание принято называть апостериорным. Оно противопоставляется априорному, доопытному знанию, доступному через чисто умозрительное мышление.Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. Скептици́зм (от др. -греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.Нативизм — философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врождённые идеи, с которых он познаёт мир (см. теории нативизма). Противоположная ей эмпиристическая теория рассматривает протяжённость ощущений как нечто приобретённое, как продукт опыта.
СУБЪЕКТ (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе). Человек, проявляющий активность в деятельности и общении с другими людьми.
Объект — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). Это нечто может существовать как в реальной действительности, так и в вымышленном мире; а объектом может быть и сам субъект
Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности
НОУ́МЕН и нумен, ноумена, муж. (греч. noumenos - мыслимый) (филос.). В идеалистической философии (в частности у Канта) - "вещь в себе", сущность вещи, не познаваемая из опыта, а являющаяся объектом чистой мысли.
Феномен – являющееся явление.
Априоризм – познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства.
Агностицизм – философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей.
Разум - Философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности мыслить всеобще анализа, абстрагирования и обобщения.
истина - Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.
Рассу́док — часть мыслящего сознания логически осмыслять действительность
ДУАЛИЗМ
(от лат. dualis — двойственный) — филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений, жизнеустремлений и т.п.
Трансцендентальный субъект – это выделенное Кантом понятие надындивидуального начала в человеке.
Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη «научное знание, наука», «достоверное знание» + λόγος «слово», «речь») — философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Нередко (особенно в английском языке) слово выступает как синоним гносеологии.
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
Научный реализм (англ. Scientific realism) — течение в философии науки, согласно которому единственным надёжным средством достижения знания о мире является научное исследование, результат которого интерпретируется с научных теорий.
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Нативизм — философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врождённые идеи, с которых он познаёт мир.
Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).
Редукциони́зм (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).
Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей.
Дуали́зм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.
Эмпирический субъект, т. е. субъект любых актов восприятия, сознания и творчества, проистекающих во времени и составляющих его содержание, есть всегда уже бытие в , бытие в «уже не», бытие-след, поскольку темпоральная форма этих актов раскрывается в чувственном восприятии и логическом постижении времени.