Герб утвержден решением сессии исполкома Донецкого городского Совета народных депутатов. Протокол № б/н от 06 июня 1968 года.
Автор герба: Скульптор, Член союза художников СССР Брынь Леонид Артемович (г. Донецк).
Описание герба
Изображение герба выполнено в форме традиционного древнерусского щита — пятигранника.
Могучая волевая рабочая рука, крепко держащая поднятый молот, олицетворяет мощь и величие рабочего класса, утверждающего идеи коммунистического строительства.
Рука и молот исполнены в виде скульптурного рельефа на меди. Рельефная пятиконечная звезда из меди в правом верхнем углу щита указывает, что город получил развитие в годы Советской власти.
Нижнее поле щита черного цвета означает богатые природные запасы и интенсивную разработку каменного угля, верхнее поле серого (стального) цвета – металлургию.
Изображение обрамлено по контуру щита рельефным медным кантом, черное и серое поля разде-лены горизонтальным рельефным кантом меньшего сечения.
Большой герб Донецка
Второй герб города
Герб утвержден решением 6-й сессии Донецкого городского совета. Протокол №6/10 от 05 июля 1995 года.
Авторы герба: скульптор, член союза художников СССР Брынь Леонид Артемович (г. Донецк), заслуженный деятель искусств Украины Харабет Ефим Викторович (г. Мариуполь).
Описание герба
В пересеченном лазурным и черным цветами щите выходящая из нижней кромки золотая кисть правой руки, держащая молот из такого же металла и сопровождаемая в левом верхнем углу золой пяти-конечной звездой.
Внешние украшения
Щит украшен золотой короной с пятью башенками, на которой нанесены цифры «1869» — год основания города.
Щитодержатели: справа – шахтер в рабочей одежде, левой рукой опирающийся на отбойный молоток, правая рука отведена в сторону; слева – солдат в военной шинели с каской на голове, держащий правой рукой меч острием вниз, ле-вая рука поднята вверх. Обе фигуры серебряные.
Снизу щит обрамлен двумя положенными накрест золотыми ветвями розы, между которыми на красной муаровой ленте начертано название города золотыми буквами. Фигура шахтера расположена на фоне золотой лавровой ветви, фигура солдата – фоне дубовой вет-ви. Вся композиция увита черно-голубой лентой.
Символика герба
Рабочая рука, крепко держащая высоко поднятый молот, характеризует город как один из крупней-ших индустриальных центров страны.
Верхнее поле щита лазурного цвета символизирует величие и красоту архитектурного и раститель-ного облика города.
Нижнее поле черного цвета говорит о богатых природных запасах и интенсивной разработке ка-менного угля.
Золотая пятиконечная звезда символизирует бережное отношение к богатствам, созданным приро-дой и трудом народа, могущество, справедливость и веру в лучшее будущее.
Из знаменитого положения Рене Декарта «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum») следует одно: душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию мыслить. Поскольку мышление (в декартовом понимании) – единственный атрибут души, постольку душа у него всегда мыслит, и перестать мыслить для нее означает – перестать существовать.
В более широком понимании, Декарт развивал теорию о равенстве души и тела (дуализме), равенстве духовного и материального начал, причем душа рассматривалась им как мыслящее начало, а тело – как протяженная субстанция. Во многом здесь прослеживается связь декартовой философии с его пониманием физиологии, космогонии, математики и физики.
Изначально этот дуализм, выдвинутый Декартом, сводился к следующему: Бог является общей причиной движения, он же сотворил материю (все телесное) вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя. Постепенно эта теория Декарта распространилась и на его понимание человека: в человеке реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по мнению философа Декарта, взаимодействуют посредством особого органа – так называемой шишковидной железы (здесь связь с физиологией очевидна).
Имеющая непосредственное отношение к материалистической философии, философия Декарта вступала в противоречие с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, – в мышлении. В отличие от человека, в животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и мыслить. Животные, по Декарту, обладают лишь телом, поэтому ими управляют одни животные инстинкты, которые лишают их возможности приблизиться к высшему сознанию, к мудрости, к бессмертию души.