Проблемы философии Нового времени в контексте развития науки. Исторически, Новое время – большой период, охватывающий ХVI–ХIХ века. Это время характеризуется переходом к индустриальному обществу и многочисленными открытиями в естествознании. К этому времени философия развиваться перестала, ничего оригинального в эпохи средневековья и Ренессанса создано не было.
Важную роль в становлении и развитии философии играла классическая наука, творцами которой были Н. Коперник, И. Кеплер и Г. Галилей. С именем И. Ньютона связаны открытия законов механики и всемирного тяготения, разработка теории света. Впервые учёные объединились в Лондонское Королевское общество развития естественных наук для занятий новой, экспериментальной философией. Учёный секретарь общества И. Ньютон писал: с фактами и экспериментами невозможно спорить. Цель общества учёных: составить точное описание природных явлений не языком философов, а простым языком математики, анатомии, магнетизма, механики, физиологии, геологии. Наступает эпоха дисциплинарного “эгоизма”: научное знание начинает стремительно дифференцироваться. Теперь у каждой науки появились свои “начала”, свой язык, и каждая из них могла быть “сама себе философией”.
Философия же занялась сама собой: ставшие “чистыми” профессионалами, философы дружно взялись за переосмысление философского знания как такового. Философия мирится с самодостаточностью других наук и избирает своим прибежищем царство чистого разума. Три проблемы пытались решить философы Нового времени, во-первых, найти универсальный метод познания природы, разыскания истины. Эта задача была решена двояко, возникло два подхода: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. опыт) – философское направление, которое всё познание выводит из чувственного опыта. Рационализм (от лат. разумный) – философское направление, считающее, что любую проблему следует решать с точки зрения разума, а законы вселенной являются логическими, универсальными, и поддаются математизации. Во-вторых, сохраняется онтологическая проблема единства и многообразия субстанций. Субстанция (от лат. сущность) – синоним материи, вещества, нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому. В-третьих, философы пытаются решить гносеологическую проблему “связки” субъекта с объектом и приходят к парадоксальным выводам. Материального мира не существует, если не существует наблюдателя. Невозможно существование философии, потому, что объекты, причина и следствие, непрерывность, даже существование сознания – всё это лежит за пределами опыта, который есть единственный и достоверный источник познания. Так считал “последний” голос Нового времени шотландский философ Д. Юм (1711-1776), он говорил, что мы всегда пребываем во власти иллюзий и ошибок. Отметь как лушчее
Экономика-хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Деньги-специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Производитель-человек или предприятие, создающие товары или услуги.
Потребитель-гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы,услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Производительность труда-плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей.
Финансы-обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.
В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом. Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость. Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека - как вторичного производного. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы. Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого. В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории. Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.
Проблемы философии Нового времени в контексте развития науки. Исторически, Новое время – большой период, охватывающий ХVI–ХIХ века. Это время характеризуется переходом к индустриальному обществу и многочисленными открытиями в естествознании. К этому времени философия развиваться перестала, ничего оригинального в эпохи средневековья и Ренессанса создано не было.
Важную роль в становлении и развитии философии играла классическая наука, творцами которой были Н. Коперник, И. Кеплер и Г. Галилей. С именем И. Ньютона связаны открытия законов механики и всемирного тяготения, разработка теории света. Впервые учёные объединились в Лондонское Королевское общество развития естественных наук для занятий новой, экспериментальной философией. Учёный секретарь общества И. Ньютон писал: с фактами и экспериментами невозможно спорить. Цель общества учёных: составить точное описание природных явлений не языком философов, а простым языком математики, анатомии, магнетизма, механики, физиологии, геологии. Наступает эпоха дисциплинарного “эгоизма”: научное знание начинает стремительно дифференцироваться. Теперь у каждой науки появились свои “начала”, свой язык, и каждая из них могла быть “сама себе философией”.
Философия же занялась сама собой: ставшие “чистыми” профессионалами, философы дружно взялись за переосмысление философского знания как такового. Философия мирится с самодостаточностью других наук и избирает своим прибежищем царство чистого разума. Три проблемы пытались решить философы Нового времени, во-первых, найти универсальный метод познания природы, разыскания истины. Эта задача была решена двояко, возникло два подхода: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. опыт) – философское направление, которое всё познание выводит из чувственного опыта. Рационализм (от лат. разумный) – философское направление, считающее, что любую проблему следует решать с точки зрения разума, а законы вселенной являются логическими, универсальными, и поддаются математизации. Во-вторых, сохраняется онтологическая проблема единства и многообразия субстанций. Субстанция (от лат. сущность) – синоним материи, вещества, нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому. В-третьих, философы пытаются решить гносеологическую проблему “связки” субъекта с объектом и приходят к парадоксальным выводам. Материального мира не существует, если не существует наблюдателя. Невозможно существование философии, потому, что объекты, причина и следствие, непрерывность, даже существование сознания – всё это лежит за пределами опыта, который есть единственный и достоверный источник познания. Так считал “последний” голос Нового времени шотландский философ Д. Юм (1711-1776), он говорил, что мы всегда пребываем во власти иллюзий и ошибок. Отметь как лушчее