Стереотип - это у заранее принятое мнение или суждение, не вытекающими из своего опыта, о чем-либо. Стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение».
Каждый излом украинской истории, каждая смена политического режима становились поводом для возобновления дискуссии о цивилизационном выборе Украины, об идентичности населения страны. В начале 90-х, на заре национального возрождения, которое так и не достигло своего зенита, среди обществоведов очень популярны были разговоры об особенностях украинского менталитета. Помнится, академик Ю.Пахомов тогда утверждал, что Украина имеет лучшие шансы осуществить рыночные реформы, чем Россия, поскольку менталитет украинских граждан выгодно отличается от менталитета россиян. Дескать, задатки мелкого собственника украинца в новых условиях будут более актуальны и востребованы, нежели коллективизм россиян. Два десятка лет а Украина так и не стала новым европейским «драконом».
Мечта по-украински: благополучие без усилий и риска пик интереса (прямого и опосредованного) к теме идентичности связан с периодом евроромантизма 2004–2005 г. По моему убеждению, первым толчком в череде множества других событий, которые вывели людей на Майдан, стало вступление стран Балтии, Венгрии, Польши, Словакии и Чехии в ЕС. Многих тогда это потрясло: как это так, соседей по лагерю (социалистическому) приняли в порядочную семью (европейскую) и усыновили (сделали полноправными членами). «Мы же тут, столько лет, в одной коммуналке…». А тут еще Руслана побеждает на фестивале молодых европейских талантов. Некоторых победа на музыкальном конкурсе дебютантов здорово раззадорила – «Да мы самые, что ни на есть европейцы, да нас Европа уже практически признала!». На Майдане Ющенко предстал как украинский Моисей, ведущий свой народ в землю обетованную (Европу) после тысячелетнего рабства египетского («совка»).
«Евромиф» продолжает будоражить воображение многих граждан нашей страны, полагающих, что только членство в ЕС может принести окончательное решение цивилизационного вопроса. Хотя, казалось бы, этот вопрос еще тысячу лет назад решил князь Владимир, окрестив своих подданных в Днепре. Но вот насколько мы сами, по своим социально-психологическим качествам и ценностным установкам, можем быть причислены к европейцам?
Классик социологии Макс Вебер полагал, что важнейший вклад в формирование Западной цивилизации и капиталистического хозяйствования внесла Реформация. В свою очередь, важнейшим идеологическим компонентом генезиса капитализма Вебер считал протестантское учение о призвании. В частности, согласно этому учению, профессиональная деятельность представлялась как жизненное призвание человека, форма служения Богу. Формула «профессия как призвание» показывает, насколько важное место принадлежит профессиональной деятельности в иерархии жизненных ценностей западного человека.
А что же украинские граждане? В рамках опроса населения Украины, проведенного в мае 2011 года Центром социального исследования «София», респондентам предложили указать, что свидетельствует о жизненном успехе человека. При этом респонденты могли выбрать из предложенного перечня несколько вариантов ответа или дать свой вариант ответа. Более трети о указали в качестве символов жизненного успеха следующее:
Датой возникновения поселения Шебекино принято считать 1713 год, когда оно впервые было обозначено на российских картах. Однако, вполне вероятно, что на этом месте и ранее имелось какое-то небольшое поселение, возникшее в XVII веке в ходе освоения русскими людьми данных территорий. Тем более, что совсем недалеко от этого места проходила Белгородская оборонительная черта и располагалась одна из её сторож. В 1654 году на месте пригорода современного Шебекино был построен город-крепость Нежегольск, который входил в Белгородскую оборонительную черту.
Стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение».