Правда и ложь о религиозных свободах в россии стенограмма пресс-конференции "правда и ложь о религиозных свободах в россии", прошедшей 15 декабря 2005 г. в риа "новости". в пресс-конференции приняли участие философ виталий аверьянов, пресс-секретарь спг кирилл фролов, священник олег стеняев, глава братства иоанна предтечи яков погребняк ведущий: добрый день, коллеги. мы начинаем пресс-конференцию на тему "правда и ложь о религиозных свободах в россии". я представлю наших участников: философ виталий владимирович аверьянов, пресс-секретарь союза православных граждан кирилл александрович фролов, руководитель братства иоанна предтечи яков яковлевич погребняк. и у нас заявлен священник олег стеняев. мы ждем его позже. сегодня участники пресс-конференции готовы обсудить такие актуальные темы, как попытки запретить преподавания "основ православной культуры в школе", что стоит за критическими нападками ряда радикальных исламских организаций на государственную символику россии, "зачем и есть ли причины поддерживать сша тоталитарные секты в нашей стране. так же у нас стоит актуальная тема – это закрытие действующего храма в сокольниках. мы начнем с вас, кирилл александрович, с первого вопроса: в чем заключается протест против преподавания такого предмета, как "основы православной культуры в школе".
В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин - это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается. Все это невозможно без той совокупности знаний об обществе, которую может дать только изучение обществознания, это его гражданский аспект.
Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые учащиеся приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу практических компетентностей занять в обществе достойное место самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.
Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине 19 в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан, а задан, потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.
У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.
Обществознание, как и наука, несовместимо с суевериями. Обществознание не предсказывает и не пророчествует, но делать научные прогнозы, которые могут как сбыться, так и нет, ибо существует множество факторов, которых трудно спрогнозировать, но, тем не менее, они оказывают сильное влияние на развитие общества.