Донская Троя
Ливенцовская (или – Левенцовская) крепость – одно из самых древних сооружений на территории современного Ростова. Это укрепление было построено племенами северокавказской культуры ещё в 17 веке до нашей эры.
Останки крепости найдены в 1926 году экспедицией академика Миллерана окраине Ростова-на-Дону, между посёлками Ливенцовка и Каратаево, которые сегодня активно застраиваются и стали спальными районами донской столицы. Раскопки начаты в середине 1960-х годов.
В прессе находка называется «Древнейшей крепостью Европы», «Донской Троей». Считается древнейшей крепостью Европы.
Раскопана только небольшая часть этой крепости. Специалисты считают, что она лишь часть большого археологического комплекса, занимающего площадь 8 гектаров. Здесь обнаружены поселения, относящиеся к большому временному периоду – от медно-каменного века до средневековья, есть обширный некрополь бронзового века, скифские поселения с захоронениями.
Курган, на котором неоязычники устроили капище. Не исключено, что на этом месте под землёй находится аналогичная каменная конструкция в форме свастики.
Во время раскопок было найдено несколько тысяч наконечников стрел, которые поражали защитников крепости. Сейчас от памятника осталось только стена длиною в два метра. Весь бутовый камень, из которого состояла крепость, возможно, теперь на садовых участках. Несколько десятилетий здесь не было даже таблички, что на этом месте была древняя крепость. А один из лапидариев (камень - экспозиция образцов старинной письменности и надписей, выставляются в местах археологических раскопок) неоязычники превратили в капище...
В 2012 году территория крепости была отдана под строительство коттеджного посёлка. Казалось, что Донская Троя, выдержавшая испытание временем на протяжении 37 веков, готова сдаться на милость людскому невежеству. Но после ряда обращений общественности в различные инстанции суд признал передачу земли незаконной, а договоры купли-продажи недействительными. Сейчас территория находится под охраной государства.
Сурб-Хач
Каждому ростовчанину и гостю города нужно посетить армянску церковь Сурб Хач (Церковь Святого Креста). Это старейшее из сохранившихся до наших дней здание в современных границах города. Церковь построена в 1786-1792 годах. А через 180 лет, 14 ноября 1972 года, здесь был открыт Ростовский музей русско-армянской дружбы, сейчас он насчитывает более 10 тысяч экспонатов. С 2000 года в храме возобновлены богослужения.
В настоящее время Сурб-Хач из церкви на окраине стал местом притяжения прихожан среди жилых кварталов Северного жилого массива Ростова. Храм, с окружающим его парком, обнесённым изгородью, расположен на высоком правом берегу верхнего из двух Северных водохранилищ в балке Темерник.
К балке от храма ведёт старинная каменная лестница. Спустившись по ней и пройдя через мост, можно попасть на небольшой остров посреди водохранилища. К востоку от лестницы из-под холма, на котором стоит храм, бьёт родник. Возле родника устроена купальня и зона отдыха. Именно здесь ежегодно в январе устраивают одну из городских крещенских купелей.
В церкви находится Хачкар (крест-камень) VI века. По преданию армянские переселенцы из Крыма вывезли его из древней столицы Армении города Ани и привезли в Ростов в 18 веке.
У стен церкви похоронен Арутюн Аламдарян, автоp пеpвого pусско-аpмянского словаpя и книги стихотвоpений. С 1833 по 1834 годы архимандрит был настоятелем монастыря Святого Креста, работал в монастырской школе. Убит разбойниками в монастыре Сурб-Хач. Могила его бережно сохраняется.
Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку — опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище — Петербург — ему хотелось сделать похожим на Амстердам.
Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г. Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц, прямых и широких.
Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов Невы и малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были приглашены иностранные архитекторы быстрее освоить опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.
Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений — дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске.
Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли, Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором.
Объяснение: