Отправляемся в морское путешествие вдоль берегов Австалии. Держим путь от крайней точки по-ва Кейп-Йорк, мыса Йорк, по часовой стрелке. Выходим прямо в воды Кораллового моря. У побережья штата Квинсленд на северо-востоке материка располается Большой Барьерный риф – это крупнейший живой организм на Земле, который виден даже из космоса. Экосистема протяженностью 2300 км состоит из нескольких тысяч рифов и сотен островов, образованных более чем 600 видами твердых и мягких кораллов. Здесь обитают бесчисленные разновидности красочных рыб, моллюсков и морских звезд, а также черепахи, дельфины и акулы.
Подходим мимо Лорд-Хау — небольшого вулканический острова, имеющего форму бумеранга, вытянутого с севера на юг на 10 км и имеющего ширину около 2 км. К нему прилегает хребет Лорд-Хау — подводное плато, в юго-западной части Тихого океана, тянется на северо-запад от Новой Каледонии к плато Челленджер, к западу от Новой Зеландии. На севере оканчивается в Коралловом море на 18° южной широты. Рассматривается как продолжение палеозойских структур Новой Зеландии. К западу от него располагается Тасманийский бассейн, а восточнее — Новокаледонийский бассейн.
У берегам Тасманского моря расположился Сидней – крупнейший город Австралии и столица штата Новый Южный Уэльс. Его главная достопримечательность – здание Сиднейской оперы, которое напоминает взметнувшиеся в небо паруса, вырастающие прямо из вод гавани. Дарлинг-Харбор и Круговая пристань – самые оживленные прибрежные районы Сиднея. Именно там находятся арочный мост Харбор-Бридж и Королевский ботанический сад. С открытой смотровой площадки "Скайуок" на Сиднейской башне открывается панорамный вид на город и его окрестности.
Следующий на очереди мыс Саут-Пойнт — самая южная точка Австралийского континента, расположенная на северной стороне Бассова пролива, через котрый мы выходим прямо в воды Ю́жно-Австралийской котловины — подводной котловины в юго-восточной части Индийского океана. На севере она ограничена материковым склоном Австралии, на востоке — подводным плато Милл, на юге — Австрало-Антарктическим поднятием, на западе — условной линией от мыса Луин до 115° в. д. Длина котловины составляет около 2400 км, ширина — 800 км. Глубина в среднем составляет 5000 м, наибольшая — 6019 м. Восточная часть котловины представляет собой плоскую абиссальную равнину, в северо-западной части дно расчленено глубокими желобами и хребтами. Осадки дна: красная глина, местами с железо-марганцевыми конкрециями, вдоль северных и восточных окраин — фораминиферовые илы.
Ближе к берегу находятся залив Спенсер и Большой Австралийский залив - воды залива, несмотря на относительно небольшую глубину, не отличаются богатством флоры и фауны по причине незначительного осадконакопления. Тем не менее, в заливе обитает множество акул, особенно в прибрежных водах, а также гладких китов, мигрирующих внутри региона. В свою очередь, каждую зиму (южного полушария) в заливе Спенсер, недалеко от города Уайалла, собираются гигантские австралийские каракатицы для своих брачных игр. В настоящее время это зрелище сделало залив достопримечательностью для любителей подводного плавания. Полюбились эти головоногие создания и живущим в заливе бутылконосым дельфинам, которые научились выжимать из каракатиц их «чернила» и вынимать «косточку» перед употреблением их в пищу. Залив также известен ценной рыбой — розовым пагро.
Мы на юго-западе Австралии — мыс Лиувин. К востоку от мыса имеется группа скал и островов Сэйнт-Алауарн в заливе Флиндерса. Ближайший населённый пункт — Августа. На мысе имеется маяк и здания, принадлежащие смотрителю маяка. В Австралии мыс считается точкой, где Индийский океан встречается с Южным океаном; однако большинство других стран считают, что Южный океан существует только к югу от 60° южной широты.
Проплываем подводную котловину Натуралиста, также океани́ческий бассе́йн — замкнутое понижение дна океана с глубинами не менее 3500 м, обычно имеющую изометрические (округлые) очертания.
ЭТО НЕ ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ НЕ ПОМЕСТИЛОСЬ МОЖЕТ ПОЛУЧИТСЯ В КОММЕНТАРИИ ВСУНУТЬ
Число евреев города постоянно фигурировало в отчетах жандармерии. Это было следствием антисемитской политики, которую на протяжении десятилетий вело царское правительство. Ограничительные меры в отношении евреев вылились в известное понятие – «черта оседлости», по которой им было запрещено селиться в центральной части Российской Империи. Но с проведением реформ в царствование Александра II в отношении евреев было сделано значительное смягчение государственной политики. Теперь определенные их группы могли проживать за пределами черты оседлости. Среди них были ремесленники, рабочие и земледельцы. В такую категорию попадал наборщик типографии харьковской газеты «Южный край» Александр Вейнбаум. В мае 1891 г. он приобрел в Белгороде у Мониса Гардона типографию и получил "белгородскую прописку" в городе. Ко всему надо прибавить и то, что Вейнбаум сменил вероисповедание и был крещен в православие и в дальнейшем не только не афишировал свою национальность, но даже не числился в отчетах жандармерии. Владельцем другой типографии в Белгороде был Моисей Галдин, который записан как белгородский мещанин благодаря прохождению службы в армии. Надо пояснить, что после одной из реформ Александра II евреи должны были на общих основаниях проходить военную службу в российской армии, это давало не только им, но и их потомкам возможность проживать за чертой оседлости. Такими детьми были дети николаевского солдата Берка Моисеевича Цапа. На рубеже веков его дети – братья Цап – возьмутся за разработку меловых карьеров и вскоре станут «олигархами» местного значения и меловыми и известковыми заводами. Еще одной группой профессий, представители которых имели право селиться в центре Империи были врачи, дантисты и провизоры. Представителем этой группы в Белгороде был Копеля Наумович Коган, многие годы занимавшийся аптекарским делом, поставляя лекарства не только для города, но и для нужд уезда.
Преодолеть черту оседлости могли и купцы 1-й гильдии. По этому поводу стоит рассказать одну городскую историю. В 1890 г. городская управа отказала еврею Магульскому в о выдаче ему приказчичьего свидетельства 1 класса и билета 1 гильдии для покупки в г.Белгороде разных товаров по доверенности Харьковского купца еврея Штефеля. Отказ был мотивирован тем, что в приказчики евреи имели право брать только тех, которые приобрели право на постоянное место жительство. Между тем Могульский проживал в Белгороде, как ремесленник и поэтому не мог быть приказчиком у Штефеля. Как сложилась далее эта история, иллюстрирует открытое письмо, датированное 1893 г. с фирменным штампом Айзика Магульского. Текст письма свидетельствует о том, что уже в 1893 г. он вел торговлю, закупая известь в Белгороде.
А вот этот документ, найденный участником форума AKN, показывает, что уже к 1899 г. Айзик Меерович имел статус купца 1-й гильдии.
Но тогда в 1890 г. отказывая Могульскому в выдаче свидетельств, городская управа предложила "торговым депутатам проверить права проживающих в г.Белгороде евреев на занятие торговлей и в случае обнаружения каких либо нарушений правил, относящихся до торговли евреев вне мест постояянной их оседлости, составить протоколы и направить таковые через городскую управу в Курскую Казенную Палату для возбуждения судебного преследования против виновных евреев".
Численность еврейского населения увеличивалась с каждым годом и по сводке жандармского управления на март 1913 г. в городе проживало 145 глав семейств, причем только 13 семей имели постоянные белгородские паспорта. С учетом многодетности того времени еврейская община могла достигать более полутысячи человек. Естественно, для столь многочисленной общины было необходимо место для исполнения религиозных нужд. Около 1907 г. был приобретен дом, ранее принадлежавший белгородскому мещанину Авилову, и записан на трех человек, видимо, авторитетных представителей еврейской общины: это были Цап, Коган и Островский. Документов о перестройки бывшего дома Авилова или его фасада под еврейскую синагогу не обнаружено, но, видимо, такая перестройка все же была. Здание синагоги, располагавшееся в северо-западном углу перекрестка современных улиц Преображенской и Князя Трубецкого пострадало в Великую Отечественную войну и больше не восстанавливалось.
Современный вид на место расположения белгородской синагоги
Старая молельня
Стоит рассказать еще об одном культовом месте.