сава́нны — пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. типичны для субэкваториального климата с резким разделением года на сухой и дождливый сезоны.
саванны — климатические регионы, свойственные более возвышенным тропическим странам с сухим континентальным климатом. в отличие от настоящих степей, саванны, кроме трав, содержат также кустарники и деревья, растущие иногда целым лесом, как, например, в бразилии. саванны имеют немало общего со степью, которая находится в умеренных широтах, как по режиму увлажнения, так и по условиям обитания. как и в степной зоне, обитателям приходится приспосабливаться к высокой температуре воздуха в один сезон и к малому количеству осадков в сухой сезон.
травянистая растительность саванн состоит по преимуществу из высоких жесткокожистых злаков; к злакам примешиваются другие многолетние травы и полукустарники, а в сырых местах, затопляемых весной, — также и различных представителей семейства осоковых. кустарники разрастаются в саваннах иногда большими зарослями, занимая площадь во много квадратных метров. деревья саванн обыкновенно низкорослы; самые высокие из них бывают не выше наших плодовых деревьев, на которые они похожи своими кривыми стеблями и ветвями. деревья и кустарники иногда оплетаются лианами и обрастают эпифитами. луковичных, клубненосных и мясистосочных растений в саваннах бывает немного. лишайники, мхи и водоросли встречаются в саваннах только на камнях и деревьях.
бразильские саванны представляют собой светлые, редкие леса, где свободно можно ходить и ездить в любом направлении; почва в таких лесах покрыта растительным травянистым и полукустарниковым покровом до 1 метра высотой. в саваннах же других стран деревья совершенно не растут или встречаются крайне редко и бывают низкорослы. травянистый покров также иногда низок, даже прижат к земле.
в конце сухих сезонов в саваннах часто случаются . некоторые растения способны выживать в таких условиях, например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй. акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания.
многие районы саванн теперь используются для скотоводства, и дикие формы жизни там полностью исчезли. впрочем, в африканской саванне имеются огромные национальные парки, где дикие животные живут до сих пор.
Число евреев города постоянно фигурировало в отчетах жандармерии. Это было следствием антисемитской политики, которую на протяжении десятилетий вело царское правительство. Ограничительные меры в отношении евреев вылились в известное понятие – «черта оседлости», по которой им было запрещено селиться в центральной части Российской Империи. Но с проведением реформ в царствование Александра II в отношении евреев было сделано значительное смягчение государственной политики. Теперь определенные их группы могли проживать за пределами черты оседлости. Среди них были ремесленники, рабочие и земледельцы. В такую категорию попадал наборщик типографии харьковской газеты «Южный край» Александр Вейнбаум. В мае 1891 г. он приобрел в Белгороде у Мониса Гардона типографию и получил "белгородскую прописку" в городе. Ко всему надо прибавить и то, что Вейнбаум сменил вероисповедание и был крещен в православие и в дальнейшем не только не афишировал свою национальность, но даже не числился в отчетах жандармерии. Владельцем другой типографии в Белгороде был Моисей Галдин, который записан как белгородский мещанин благодаря прохождению службы в армии. Надо пояснить, что после одной из реформ Александра II евреи должны были на общих основаниях проходить военную службу в российской армии, это давало не только им, но и их потомкам возможность проживать за чертой оседлости. Такими детьми были дети николаевского солдата Берка Моисеевича Цапа. На рубеже веков его дети – братья Цап – возьмутся за разработку меловых карьеров и вскоре станут «олигархами» местного значения и меловыми и известковыми заводами. Еще одной группой профессий, представители которых имели право селиться в центре Империи были врачи, дантисты и провизоры. Представителем этой группы в Белгороде был Копеля Наумович Коган, многие годы занимавшийся аптекарским делом, поставляя лекарства не только для города, но и для нужд уезда.
Преодолеть черту оседлости могли и купцы 1-й гильдии. По этому поводу стоит рассказать одну городскую историю. В 1890 г. городская управа отказала еврею Магульскому в о выдаче ему приказчичьего свидетельства 1 класса и билета 1 гильдии для покупки в г.Белгороде разных товаров по доверенности Харьковского купца еврея Штефеля. Отказ был мотивирован тем, что в приказчики евреи имели право брать только тех, которые приобрели право на постоянное место жительство. Между тем Могульский проживал в Белгороде, как ремесленник и поэтому не мог быть приказчиком у Штефеля. Как сложилась далее эта история, иллюстрирует открытое письмо, датированное 1893 г. с фирменным штампом Айзика Магульского. Текст письма свидетельствует о том, что уже в 1893 г. он вел торговлю, закупая известь в Белгороде.
А вот этот документ, найденный участником форума AKN, показывает, что уже к 1899 г. Айзик Меерович имел статус купца 1-й гильдии.
Но тогда в 1890 г. отказывая Могульскому в выдаче свидетельств, городская управа предложила "торговым депутатам проверить права проживающих в г.Белгороде евреев на занятие торговлей и в случае обнаружения каких либо нарушений правил, относящихся до торговли евреев вне мест постояянной их оседлости, составить протоколы и направить таковые через городскую управу в Курскую Казенную Палату для возбуждения судебного преследования против виновных евреев".
Численность еврейского населения увеличивалась с каждым годом и по сводке жандармского управления на март 1913 г. в городе проживало 145 глав семейств, причем только 13 семей имели постоянные белгородские паспорта. С учетом многодетности того времени еврейская община могла достигать более полутысячи человек. Естественно, для столь многочисленной общины было необходимо место для исполнения религиозных нужд. Около 1907 г. был приобретен дом, ранее принадлежавший белгородскому мещанину Авилову, и записан на трех человек, видимо, авторитетных представителей еврейской общины: это были Цап, Коган и Островский. Документов о перестройки бывшего дома Авилова или его фасада под еврейскую синагогу не обнаружено, но, видимо, такая перестройка все же была. Здание синагоги, располагавшееся в северо-западном углу перекрестка современных улиц Преображенской и Князя Трубецкого пострадало в Великую Отечественную войну и больше не восстанавливалось.
Современный вид на место расположения белгородской синагоги
Старая молельня
Стоит рассказать еще об одном культовом месте.
могу взаимной подписатся