ОбъНациональные искания в русской архитектуре XIX века нашли свое воплощение в так называемом «русском стиле». «Архитектурная сущность этого феномена состояла в сознательном, целенаправленном стремлении к созданию чисто национального ретроспективного стиля, основанного на использовании приемов и форм древнерусского зодчества и народного искусства».
Из церковного зодчества Московской Руси храм на Крови, казалось бы, наиболее сопоставим с Собором Василия Блаженного, построенным в XVI веке и значительно подновленном в XVII веке.
Храм на Крови — храм-памятник Александру II, выдающемуся реформатору, олицетворение национальных исканий XIX века, — самый яркий памятник зодчества в «русском стиле».
Собор Василия Блаженного построен в память взятия Казани в 1552 году, это символ Московского государства, шедевр каменного зодчества Московской Руси. "Народное диво", - так называли его современники.
Несомненно Парланд и Малышев ориентировались на Собор Василия Блаженного, выдающийся памятник русской архитектуры.
Рассмотрим модели двух храмов: Собора Василия Блаженного и Храма на Крови.
1) Собор Василия Блаженного – состоит из девяти церквей, поставленных на едином основании и соединенных между собой переходами. В центре - самая высокая, шатровая.
2) Шатер окружен со всех сторон куполами- луковицами, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна.
Большую роль в сложении такого типа храма-памятника сыграло народное деревянное зодчество и, в частности, высотные, увенчанные шатрами церкви. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Изобилием соборных столпов, барабанов и куполов создается некий город-мир, Небесный Иерусалим. «Для наших предков XVI – XVII вв. живым и осмысленным был образ Иерусалима земного, в котором был распят Иисус Христос, где находится центр земли и одновременно Иерусалима Небесного.
3) В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве. Собор Василия Блаженного отличает изощренный декор и обилие в нем декоративных элементов, которые преобладают над интерьером храма. Эта особенность здания обращала на себя внимание иностранных гостей Московского царства, которые говорили, что «храм Василия Блаженного построен скорее для украшения, чем для молитвы».
4) Главное в облике Собора Василия Блаженного то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно эта сторона и есть главная.
5) Восемь куполов, окружают центральный шатер в определенном симметричном порядке и создают игру разновеликих объемов вокруг центрального шатра.
6) Форма шатровой башни доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь.
Вдвинутые между столпами приделы благодаря своим небольшим кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, "поднимающих" главу, также оказываются похожими на башни.
1) В основе композиции Храма на Крови – компактный четверик, завершенный с восточной стороны тремя полукруглыми апсидами, а с западной – массивной колокольней. Центральная глава завершается шатром и небольшой главкой над ним
2) Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, Все купола покрыты цветной ювелирной эмалью, но при этом разными рисунками. Три апсиды также увенчаны небольшими луковичными главами. Колокольня завершается позолоченным куполом, который массивнее и больше всех глав по размеру на крови также венчают барабаны, шатер и девять куполов, но представляет ли он при этом град? В Храм имеет один престол в единственном алтаре. Четверик храма увенчан пятиглавием: четыре купола как бы подчинены центральной главе. В на крови барабаны с куполами не ограничиваются четвериком, так как их девять. По крайней мере, четыре купола (колокольни и на апсидах) представляют собой декоративное дополнение к общей конструкции здания.
* Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
* Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
* Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
* Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
''Холерик'' — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работо однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
''Флегматик'' — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
''Сангвиник'' — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
''Меланхолик'' — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.