Башкирские народные обычаи — закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми у башкир.
Башкирские женщины Истоки башкирских обычаев исходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо рационально вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали и нравственности, для этого были выработаны и развивались определенные социальные нормы поведения. Башкиры на протяжении своей истории через доклассовое общество, социалистический этап развития, дважды через капитализм при наличии ряда религиозных верований. Все это наложило свои особенности на народные обычаи.
Башкир у своего дома. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915 У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.
Чтобы корова у башкира стала яловой, считалось обязательным хозяину подать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.
Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.
При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.
Живое вещество это совокупность всех живых организмов.И это центральное понятие учения Вернадского о биосфере. Основные функции живого вещества 1.Энергетическая функция-связана с деятельностью растений которые в процессе фотосинтеза синтезируют органические вещества 2.Деструктивная функция-связана с деятельностью бактерий и грибов в основе которой разрушение органических веществ до неорганических 3.Концентрационная функция-избирательное накопление веществ, рассеянных в природе - водорода, кислорода,углерода, азота, кислорода,фосфора,кальция и др. 4.Средообразующая функция связана с преобразованием физико-химических параметров среды в благоприятные для организмов условия 5.Газовая функция-связана с превращением газов.
Землетрясение магнитудой 7–8, произошедшее в понедельник днем в Горно-Бадахшанской автономной области на востоке Таджикистана, в 22 км от высокогорного озера Сарез, вызвало серьезные разрушения в Мургабском и Бартангском районах. По словам очевидцев, в населенных пунктах Годара, Нисор, Гудара, Барчид и Рухчи Бартанского района в результате мощного толчка жители, число которых выясняется, получили травмы и увечья различной тяжести. Также из Мургабского, Бартангского районов и долины Хуф Рушанского района поступает информация о значительных разрушениях школ, жилых домов, медицинских пунктов. В кишлаке Басид обрушилась часть горы и погребла под обломками несколько домов. О жертвах сообщений нет. Толчки произошли днем, поэтому многим удалось В Бартанг выехала комиссия областного руководства Горного Бадахшана. После первого сильного толчка последовали еще несколько более слабых. Примерно через час в Мургабском районе произошло повторное землетрясение магнитудой 4,8.Далее с интервалом в час-полтора в непосредственной близости от Мургабского района, были зафиксированы еще три толчка мощностью от 4,8 до 5, В настоящее время в долину направляются но им потребуется несколько часов, чтобы добраться до места происшествия. Ситуация осложняется проблемами с мобильной связью. После того, как произошли подземные толчки, дозвониться до наиболее пострадавших районов в Мургабе и Бартанге сложно.
Башкирские женщины
Истоки башкирских обычаев исходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо рационально вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали и нравственности, для этого были выработаны и развивались определенные социальные нормы поведения. Башкиры на протяжении своей истории через доклассовое общество, социалистический этап развития, дважды через капитализм при наличии ряда религиозных верований. Все это наложило свои особенности на народные обычаи.
Башкир у своего дома. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915
У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.
Чтобы корова у башкира стала яловой, считалось обязательным хозяину подать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.
Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.
При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.