Россия всегда была не только густонаселенным, но и многонациональным государством. В стране постоянно проживает более 145 млн. граждан. Они представляют более 160 национальностей, говорящих на собственных языках. Большинство народностей малочисленны и живут на ограниченной территории. Только семь народов имеют численность более одного миллиона – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. По плотности населения Россия занимает второе место в мире после США. Почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах-«миллионниках»: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми. Численность крупнейших мегаполисов России составила: Москвы – более 10 млн. человек, Санкт-Петербурга – около 5 млн. человек. Столица Российской Федерации по численности жителей входит в число двадцати самых крупных городов мира. Большую часть населения составляют, конечно, русские – более 80%. Остальной процент составляют – татары (3,8%), украинцы – 3%, чуваши - 1,2%, белорусы – 0,8%, мордва – 0,7%, немцы и чеченцы – по 0,6%, аварцы, армяне, евреи – по 0,4% и др. Татары – второй по численности народ России, живущий в Поволжье. Вместе с башкирами татары составляют наиболее многочисленную группировку мусульманских народов, расположенную почти в центре России. Чуваши – другой тюркский народ, насчитывает около двух миллионов человек. В Сибири живут алтайцы, хакасы, якуты. На Кавказе живут народы абхазо-адыгейской группы: кабардинцы, адыги и черкесы; нехско-дагестанской группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины; осетины, относящиеся к иранской группе. В России также проживают финно-угорские народы - к ним относятся финны, карелы, саамы и коми на севере европейской России, марийцы и мордва в Поволжье, ханты и манси, занимающиеся охотой и оленеводством - в Западной Сибири. На Крайнем Севере живут ненцы, занимающиеся оленеводством. В Восточной Сибири живут эвенки. На Чукотском полуострове - чукчи - оленеводы и рыбаки. К монгольской группе относятся буряты в Сибири и калмыки на Каспии. Каждый народ стремится к сохранению языка, обычаев и традиций, костюма, традиционных занятий и промыслов. Большинство этих народов сохранило свое своеобразие и традиционные занятия. Богатство национальных культур - достояние всей страны
Давным-давно жил-был лесник с маленькой дочкой. Жили они дружно, никогда не скучали. Но однажды весной пришла в ихВ одной из легенд, Шубин был молодым парнем, что-то, не поделившим то ли с управляющим шахтой, то ли с самим хозяином. Либо сказал что-то не то, либо с дочерью любовь крутить вздумал, но итог один – избили парня сильно и в шахту умирать бросили. А парень, которого звали Иван Шубин, просто так умирать не захотел. Почуяв, каким-то чудом, что в шахте произошел выброс «рудничного газа» метана, вызвал Иван искру, и взорвал себя вместе с шахтой. Разорил, значит, барина своего. Вот так отомстил тирану, а сам остался навсегда духом подземных выработок. Есть еще версия, что Шубин – это не фамилия, а профессия. Были такие люди в шахте, которые проводили взрывные работы, углубляя горные выработки. Они спускались в шахту в шубе, вывернутой наизнанку, чтобы предохранить себя от ожогов. С динамитными шашками, которые и закладывались при взрывных работах. Впрочем, взрывники есть и сейчас, правда их уже давно не называют шубиными. Изменилась техника безопасности, хотя до сих пор профессия шахтера остается в числе самых опасных. Но я хочу рассказать не об этом. Так вот, работал на одной шахте шубин-взрывник. В обязанности шубиных входило (не у всех шахтовладельцев) выжигание рудничного газа. Что само по себе невероятно опасно. Выжигать его можно было, только если газа немного, но особо жадные, не могли ждать, когда концентрация газа упадет до нужного уровня. Ведь шахта все это время простаивает. Вот и послали одного шубина выжечь газ, заранее зная, что человек не вернется… дом беда. На ту пору у лесника много работы было. С утра до позднего вечера пропадал он в лесу. Весеннее тепло обманчивое. Солнце пригреет — жарко, а разденешься — тут холодом и прихватит.
Простудился лесник и расхворался не на шутку. В жару мечется, кашлем заходится. Маленькая дочка с ног сбилась, за отцом ухаживая, а болезнь не отпускает, и совета спросить не у кого. До ближайшего села дня три идти, а по весенней хляби и за неделю не доберешься. Села девочка на крылечко, пригорюнилась. А на плетне ворон сидел. Посмотрел на нее и спрашивает: — Из-за чего плачешь?
Поведала ему девчоночка о своем горе, задумался ворон и говорит: — Хорошему человеку надо Есть лекарство для твоего отца. В самой чаще дремучего леса живет старуха-вековуха. Есть у нее колодец с водицей — не простой, целебной. Только добраться до нее не просто. Хитра старуха, дорожки умело запутывает.
Страшно идти в чащобу, а делать нечего. Отправилась лесникова дочка за целебной водицей. Дошла до развилки: одна дорожка прямая, чистая, а другая бурьяном да колючками поросла. Подумала, подумала девочка и выбрала тропку, что похуже. Коли вековуха свой дом прячет, то вряд ли к нему прямая тропка приведет. Долго ли, коротко ли шла маленькая путница, руки о колючки изодрала, ноги о коряги сбила, а все же добралась до избушки. Постучала в дверь, выглянула ведьма: лицо сморчком, нос крючком. П