Самым распространённым языком в России является русский язык. Он также является государственным языком Российской Федерации в соответствии со статьёй 68 Конституции Российской Федерации. Однако, число носителей ещё восьми языков в РФ превышает один миллион человек.
Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки и, как правило, пользуются этим правом: так, например, в Карачаево-Черкесской Республике, помимо русского, статус государственного имеют абазинский, карачаевский, ногайский и черкесский языки.
Несмотря на предпринимаемые во многих регионах усилия по сохранению и развитию местных языков, в России сохраняется наметившаяся ещё в советское время тенденция к языковому сдвигу, когда фактически родным языком нерусских граждан становится русский язык, в то время как поверхностное знание материнского языка (языка своего этноса) становится не более чем маркером этничности.
Кириллица — система письменности и алфавит для какого-либо языка, основанные на старославянской кириллице (говорят о русской, сербской и т. п. кириллицах; называть же «кириллическим алфавитом» формальное объединение нескольких или всех национальных кириллиц некорректно). Старославянская кириллица (алфавит и система письменности), в свою очередь, основана на греческом алфавите.
На основе кириллицы построены алфавиты 11 из 28 славянских языков, а также 101 неславянских языков, которые ранее не имели письменности либо имели другие системы письменности и были переведены на кириллицу в конце 1930-х годов (см.: список языков с алфавитами на основе кириллицы).
Русский язык — один из восточнославянских языков. Он один из крупнейших языков мира, в том числе самый распространённый из славянских языков. Русский язык произошёл из древнерусского, вместе с украинским и белорусским языками[источник не указан 1684 дня].
Русская литература[править | править вики-текст]См. также: Русская литератураРусская литература отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России[4].
Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало. Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.
Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать религиозным произведением, так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого).
В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин, Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.
ПЛАН
1. Географическое положение
2. Время и история образования. Структура улиц города
3. Население
4. Характеристика промышленности
5. Транспорт
6. Административное, хозяйственное и культурное значение
7. Список литературы
1. Географическое положение
Казань - столица Республики Татарстан один из крупных экономических, научных, культурных центров и древних городов нашей страны. Расположена на большой реке Волге.
Стоящая, как и вечный Рим, на семи холмах, Казань - столица древнего народа и древней страны. Расположенная ныне волей судеб чуть ли не в самом сердце современной России, лежащая всего лишь в восьмистах километрах к востоку от Москвы, Казань является столицей совершенно самобытного народа и многонациональной республики, существующей и сегодня между Волгой и Уралом. У этого народа - собственный язык, своя культура, собственные вековые традиции и праздники, своя вера, но и настоящее его самым драматическим и порой роковым образом переплетается с историей и будущностью России. Этот народ - казанские татары, страна эта - Татарстан.
«Казан» по-татарски значит «котел». Место расположения города напоминает котловину, котел. По другой версии, согласно легенде один из ханов обронил здесь в струи Казанки свой котел, поэтому и место стало называться в народе «местом котла».
Казань - город с весьма выгодным географическим положением, издавна был торговым посредником между Востоком и Западом и сегодня играет все большую роль в политических, экономических и международных связях.
2.Время и история образования. Структура улиц города
В Среднем Поволжье первые люди появились около ста тысяч лет назад. Двадцать тысяч лет назад из Зауралья и Сибири пришли финно-угорские племена - предки нынешних мари, мордвы и исчезнувшей народности меря. Ко второму тысячелетию до н.э., в эпоху бронзы, образовалось уже несколько десятков поселений древних обитателей на территории нынешней Казани. По сведениям А.Х. Халикова, такие поселения располагались севернее от сегодняшней улицы Подлужной. Шесть подобных стоянок было обнаружено у поселка Савинова, тринадцать - в современном Приволжском районе.
С севера и востока поселение защищал высокий обрыв, с запада - крутые склоны холма с речкой, а с юга - глубокий, поросший лесом и кустарником овраг. Казанские ученые определили, что это поселение дало начало городу Казани.
В начале 15 века Казань именовали Новым Булгаром - Булгар-аль-Джадид,- признавая за ней титул княжеского, столичного города.
С середины 15 до середины 16 века Казань - столица Казанского ханства, город богатый и красивый, поражавший современников крепостью стен и великолепием дворцов и мечетей. Во второй половине 16-17 века Казань - столица востока России, центр обширной территории. В эти годы Кремль отстраивается в камне. Начинают строительство знаменитые псковские мастера - Постник Яковлев по прозвищу Барма (создатель Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве) и Иван Ширяй. Они построили в Кремле Благовещенский собор и заложили некоторые другие постройки. Всего в Кремле в 17 веке было 5 квадратных проездных башен, 13 круглых дозорных, за крепостными стенами теснились постройки: 11 церквей, 2 монастыря, "Государев двор", дворец архиерея, жилые дома служилых людей и хозяйственные постройки. К Кремлю примыкал посад, также обнесенный стенами из дубовых срубов. Шумели в посадах рынки, звонили колокола на церквях и соборах, строился город, расширялись его границы.
Казанский Кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия. Уникальность Казанского Кремля состоит в целом ряде присущих лишь ему черт, ведь Казанский Кремль - это: единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти; единственная сохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость, в которой сбережены основы первоначальной градостроительной идеи: основы планировки, градостроительная композиция и функциональная организация архитектурных комплексов; итог исторического взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной; наиболее северная точка распространения исламской культуры в мире и наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского строительного стиля в России; единственный в своем роде образец концептуального синтеза татарского и русского архитектурных стилей. Казанский Кремль в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края.