В истории страховой науки известны различные подходы к определению сущности страхования. Некоторые из них противоречивы. Так, в работе профессора К. Г. Воблого начала ХХ в. отмечается, что:
• некоторые экономисты считали страхование игрой, лотереей «с неопределенными тиражами. Вынимает выигранные номера случай; как выигрыш, попадается человеческая жизнь, болезнь, пожар, градобитие. Выпавший жребий указывает и высоту суммы, которая на него падает… Страховая премия есть не что иное, как игорная ставка, а страховой договор является договором игры… выходит, что тот, кто пострадал от несчастья, выиграл, а кто избежал его — проиграл»1;
• французский ученый Ж. Ребуль определяет страхование как «антиигру», считая, что «играет именно тот, кто не принимает никаких мер против вероятной гибели его имущества от пожара или своей трудовой энергии от болезни… В современных условиях всякий не страхующийся уподобляется азартному игроку»
Профессор К. Г. Воблый писал, что единственное сходство игры со страхованием заключается в том, что страхование основано на тех же законах случайных явлений, на которых основывается и игра (внешним поводом для развития теории вероятностей послужили азартные игры). И страхование, и игра пользуются выводами теории вероятностей, но применение этих выводов, задачи и цели, и, наконец, самая сущность двух названных операций совершенно различны.
Задание:
а) рассмотрите соотношение понятий «вероятность», «игра», «выигрыш», «проигрыш», «случай», «ущерб», «возмещение», «страхование». Найдите общее и особенное в понятиях «игра» и «страхование»;
б) обратите внимание на социальное значение игры и страхования;
в) поясните, почему ст. 928 ГК РФ определяет интересы, связанные с существованием игр, лотерей и пари, как нестраховые.
человека - его свобода. Веками
стремились люди к свободе как к
царствию небесному, боролись за
нее, отдавали в борьбе жизни. И
когда мы говорим о духовности
человека, невольно возникает
вопрос: «Свободен ли духовный
человек?» Это очень непростой
вопрос. Свобода не
беспредельна. В социальном
плане человек как член общества
всегда соизмеряет свои действия
и поступки с теми правилами и
нормами, которые реально
существуют в обществе. Для
нормального
социализированного человека
свобода - это ответственность.
Иными словами, готовность
отвечать за свои решения, дела,
образ жизни перед собой и
другими людьми (для верующих -
перед Богом). С самых ранних лет
человек убеждается, что, кроме
его потребностей, для
удовлетворения которых нужна
максимальная свобода,
существует множество условий,
обстоятельств, с которыми
приходится считаться. Той
абсолютной свободы, которая
выражается в отсутствии каких-
либо ограничений, во
вседозволенности, просто не
существует. Свобода каждого
человека имеет границы. Как
сказал один мудрый человек,
«моя свобода махать кулаками
кончается там, где начинается
нос соседа». Ибо помимо моих
желаний есть желания других
людей.
Соотношение свободы и
необходимости в деятельности
людей - старая философская
проблема (категория),
выражающая взаимоотношения
между деятельностью человека и
объективными законами природы
и общества. Чтобы совместить
«свободы» всех людей, сделать
из взаимоприемлемыми,
необходимо ввести какие-то
общие для всех правила,
ограничения. Эти ограничения и
выступают как необходимости,
корректирующие (поправляющие)
поведение людей. Человек
общественный ощущает свою
зависимость от других людей, от
общества, государства. Как
гражданин, он готов выполнять
обязанности, нести
ответственность.
В академическом Словаре
современного русского языка
слово «ответственность»
объясняется как возлагаемое на
кого-либо или взятое кем-либо
обязательство (обязанность, долг)
отчитываться в каких-либо своих
действиях и принять на себя вину
за возможные их последствия.
Итак, ответственность - это
гражданская необходимость
отвечать за свои действия,
поступки. Если гражданин
совершил то, что нельзя, он
должен отвечать, нести
ответственность. Хочет или не
хочет, но должен. Таков порядок
в обществе.