Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения определенных действии, в результате чего закрепилось как устойчивая норма.
Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воли государства, отвечает интересам общества на определенном этапе его развития. Санкция государства дается либо путём отсылки на обычай в нормативно-правовом акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.Действительно в настоящее время обычаи играют меньшую роль, чем другие источники права используется он гораздо реже и в тех случаях, когда в законе встречаются пробелы или в самом законе указываются условия, в которых может использоваться правовой обычай.
Обычай сохраняет значимость лишь в той мере, какой полезен для применения закона (в дополнение к закону).
В современных правовых условиях «обычай» как правило, трактуется неоднозначно. Нередко наряду с ним используется понятие обыкновение. Обыкновение играет большую роль в регулировании торговых отношений и определяется, как правило, сложившейся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям.
6. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
+Реформа Солона: в 594 г. до н.э. на политическую арену выдвигается Солон, избранный архонтом, наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон реализовал ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.
Провел экономическою реформу, которая состояла в том, что проводилась сисахфия (стягивание бремени, т.е. все должники освобождались от своих долгов), устанавливался максимальный размер земельного надела; вводилась свобода завещания, что имело большое значение; также вводился режим, который покровительствовал ремеслу и торговле, что, безусловно, говорит о прогрессивном характере реформ.
Также была проведена политическая реформа, в соответствии с которой все люди делились в зависимости от богатства, которым обладали (пятисотники 500 медимнов зерна, всадники более 300 медимнов зерна, зевгиты более 200 медимнов зерна, феты мене 200 медимнов зерна). Также создавался булэ, т.е. совет четырехсот, который затем трансформировался в совет пятисот в связи с проведением территориальной реформы. Также создавалась гелиэйя (суд, состоявший из 6000 человек).