Язык 165
1прочитайте репортаж из музея минералогии. какие типы речи соединены в нём? какие специфические для жанра языковые средства здесь использованы?
2 выполните анализ текста, используя соответствующий план (см, справочный материал учебника).
3спишите пятый абзац текста, выделяя в предложении грамматические основы и объясняя постановку знаков препинания.
через тенистый сад парка мы входим в большое нарядное здание минералогического музея академии наук. музей занимает зал в тысячу квадратных метров. в нём размещены образцы ископаемых бо- гатств нашей страны.
особняком в шкафах за стеклом лежат какие-то чёрные бесформенные массы. одни похожи на чистое железо, другие с какими-то жёлтыми капельками. вот огромная масса в двести пятьдесят килограммов, а под ней надпись: "упал 18 октября. 1916 г. близ г. николь- ска-уссурийского в сибири». под другими тоже надписи:
упал тогда-то, там-то. это зал камней, упавших е неба и называемых метеори- тами.
далее идут шкафы и витрины с аккуратными надписями: на полочках лежат минералы разных цветов и видов. здесь можно изучить краски природы и понять их разнообразие: одни минералы сверкают золотом; другие чистые и прозрачные, как вода; третьи - переливаются всеми цветами радуги, как бы светятся своим собственным светом.
экскурсовод подводит нас к одной из витрин и говорит: «наш мүзей построен совершенно особенно. мы не хотим вам показывать просто разные сорта камня. мы хотим в музее доказать, что у камня тоже есть какая-то своя жизнь, может быть, даже более интересная, чем жизнь живых существ».
мы проходим в ту часть зала, где представлена во всем многообразии минералов. сначала показаны условия образования камия, родившегося в горячих, расплавленных вулканических массах. далее минералы, рождённые горячими и тёплыми источниками, которые вытекают на поверхность земли и, медленно остывая, образуют скопления ценнейших руд тяжёлых металлов или прекрасных кристаллов. здесь не огонь, а вода рождает камень. наконец, камни, на поверхности земли: то в соляных озёрах, то в пещерах, то в болотах, где из медленно гниющих растений свои камни.
последние отделы музея - это камень в руках человека, в хозяйстве, в промышленности.
где бы ни находился камень: в небесных ли телах, в горах или на заводах, везде он живет и изменяется, растёт и гибнет. и совсем не скучна наука минералогия, которая должна отыскать и исследовать законы его .
"Слово"несёт в себе очень важный посыл ,идею ,которая заключается в призыве русских князей к объединению"накануне нашествия татарских полчищ".Произведение проникнуто болью и гордостью за родную землю .Оно написано подлинным патриотом отечества ,который неравнодушен к его судьбе .
Кто же он? Это патриот своей страны ,который оставил потомкам высокохудожественный патриотический рассказ о походе князя Игоря на половцев?
Давайте поразмышляем .
Автор "Слова" мог быть приближённым Игоря Святославовича: ведь он сочувствует ему ,его пленению и его неудаче ,радуется ( и очень поэтично это описывает) его побегу из плена .
Автор мог быть и приближённым Святослава Киевского : ведь он сочувствует и ему .
Он мог быть и черниговцем, и киевлянином .Мог быть дружинником ( постоянно он пользуется понятиями дружины).
Мы можем сделать вывод ,что он был, несомненно, книжно образованным человеком и по социальному положению был не угнетаемым представителем народа.Если мы проанализируем политические воззрения автора ( он их не скрывает),то придём к выводу ,что он не придворный ,не дружинник,не местечковый князь,не идеолог ни князей ,ни бояр ,ни духовенства .
"Слово "могло быть создано и в Киеве ,и в Чернигове ,и в Полоцке ,и в Новгород- Северском- в нём нет каких - либо областных черт.
Это говорит о независимом,патриотическом характере автора ,не поддерживающего феодальную правящую верхушку.
Ему близки интересы широких слоёв русского народа,стремившегося к единству Руси.
"Слово" основано на фольклоре - на народном творчестве и выражает стремление народа к мирной жизни ,к единству Руси."Слово" и является пламенным призывом к единению перед лицом внешнего врага,призывом к защите мирного созидательного труда.
Таким образом ,автор "Слова"-выразитель дум и стремлений народа Руси,хотя сам вряд ли был крестьянином или ремесленником.Литературоведы склоняются к мысли ,что автор был дружинником ,образованным и патриотично настроенным .
Имя автора узнать не удалось ,попытки установить его не увенчались успехом ..Были фантастические мнения ,что "Слово" - это мистификация ,устроенная Пушкиным или Жуковским ...Но эти версии не нашли абсолютно никакого подтверждения .
Академик Д.С.Лихачёв ,много времени отдавший изучению и переводу "Слова" ,придерживался в своих научных трудах мнения ,высказанного в этом сочинении ( мы опирались на работы Лихачёва)
Соавторами "Слова" стали русские поэты Майков и Заболоцкий .Их перу принадлежат замечательные поэтические переводы "Слова".Композитор Бородин создал на основе "Слова" оперу "Князь Игорь" ,которая до сего дня успешно ставится на сценах театров .
Однако я встретился с точкой зрения об авторе "Слова" ,поражающей своей простотой .Современный писатель В.Чивилихин в книге "Память" утверждает ,что тайны автора нет .Что "Слово "написано самим князем Игорем ,и это отражено в названии произведения .Судите сами."Слово о полку Игореве ,Игоря ,сына Святослава ,внука Олега".Чивилихин сравнивает заголовок произведения с книгой "Хождение за три моря Афанасия Никитина" .Никто не спрашивает ,кто автор Хождения.Всем понятно ,что автор сам А.Никитин ,который рассказал о своём хождении за три моря.Так и в "Слове" сам Игорь рассказал о своём походе .Он безусловно ,был одарён писательским талантом ,потому что ярко и поэтично ,с использованием художественных средств ,поведал читателю о ,переживаниях ,битве ,ранении ,пленении ,побеге из плена Ведь он это всё перечувствовал и пережил.Версия интересная ,но не нашедшая поддержки в научных и литературных кругах .
А нам остаётся только читать и перечитывать великое произведение о родины .