одним из самых памятных в моей жизни стал день, когда я впервые пошел в школу. мне хотелось туда попасть, потому что некоторые из моих друзей уже успели стать школьниками, и я тянулся за ними. я долго фантазировал, как буду сидеть за партой, слушать учителя, научусь читать и писать.
но когда этот день, наконец, настал, я испугался. мама разбудила меня утром и сказала, что пора идти в школу, меня ждет новая форма и букет цветов для учительницы. я ответил ей, что не хочу идти и лучше останусь дома. мама удивилась, ведь она знала, как я хотел пойти в первый класс. ей пришлось меня уговаривать и объяснять, что в этом нет ничего страшного, и я заведу в школе много новых друзей.
когда я подошел к школе, там уже было много людей, они все суетились и шумели. потом нас построили в школьном дворе на линейке. меня поставили в пару с девочкой таней (мы с ней дружим до сих пор). линейка была торжественной, директор поздравил всех с началом нового учебного года, старшие исполняли песни, посвященные школьной поре. в конце по двору прошел одиннадцатиклассник, на плече которого сидела девочка и звонила в колокольчик. это был мой первый звонок.
после окончания торжественной части нас отвели в класс. оказалось, что он находится на втором этаже.
Китайская цивилизация — одна из древнейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.
Следует понимать, что изучение такой временной протяжённости сопряжено с сильной асимметрией в количестве источников исторических сведений, в то время как относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что поздняя эпоха активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяжённости китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии:
Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н. э.)
Имперский Китай (Цинь — Цин)
Новый Китай (1911 — совр.)
Первый период, скупо документированный, занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй; второй период, в свою очередь, иногда делят на Ранний (до конца Тан) и Поздний (до конца Цин). При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров, тибетцев и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как части Китая.