Правописание гласных в корне включает пять типов правил:
1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э;
4) правописание гласных после шипящих и ц;
5) употребление ы/и после приставок.
Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый.
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет.
Петров день – 29 июня по старому стилю, праздник первоверховных апостолов Петра и
Павла.
2. Поэтому в летописях нередко говорится о трех, или четырех солнцах.
3. В Петровскую ночь никто не спал, все «караулили солнце».
4. Народные обряды и поверья этого дня связаны с солнцем.
5. Люди верили в необычное горение солнца, говорили, что оно «играет», разделяясь на
многочисленные разноцветные круги.
Второй текст.
1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках, на городских площадях, во время народных
праздников и гуляний.
2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся – румянятся, в
зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», « как поп
Мартын к заутрене не спеша идёт, на костыль упирается»…
3. Потеха медвежья – старинное русское увеселение, выступление обученного медведя
под прибаутки медвежатника.
4. А медвежатника, обычно мальчик – подросток, нарядившись « козой»,
представлял публике потешный танец с медведем.
Третий текст.
1. В любом хоре выделялись наиболее одарённые песенники , которые являлись главными
хранителями, исполнителями, а иногда и создателями песен.
2. Песня – одна из древних форм фольклора вместе с народом долгий путь
эволюции.
3. с давних времен сложилась у них традиция петь хором.
4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде –
русские много пели, любили и ценили песню.
1
СМОТРЕТЬ ОТВЕТ