Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! — повторил Лёня громче. — Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём .
Сам текст:
(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.
– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
– (4)Чего рассказывать? — ответил Лёнька. — (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти — дочери знаменитейшего художника Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?
(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, — продолжил Лёня. — (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.
(16)Встревает тут Федосья, баба из Пу́стыни: (17)«У в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано — не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».
(20)Я пришёл к сказал, в чём дело, и по эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честна́я, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», — говорю ей.
(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».
(29)В общем мы эти доски — отправили в Рязань, в музей.
(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»
– (34)Таланта! — повторил Лёня громче. — (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
Несмотря на то что лет со дня принятия закона о государственном языке, кыргызская интеллигенция безразлична к его судьбе. Дела у нас обстоят так, будто государственный язык принят только для кыргызских языковедов и некоторых патриотично настроенных личностей. О значении, положении и будущем государственного языка вспоминается только 23 сентября — в день принятия закона о нем. От того, что единичным русскоязычным дают почитать стихи, продекламировать, спеть на кыргызском, ситуация не меняется. Спел на кыргызском языке — мы дали ему машину, дали деньги. Развитие государственного языка превращено в шоу.
Кыргызскоязычные профессора, доценты так и не приступили в вузах к преподаванию на государственном языке. В этом виноват не кыргызский язык, а они сами. А что, разве нельзя читать лекции на государственном языке? Можно. Это уже стало практикой у соседних народов — узбеков, казахов, более того, они преподают на своем языке даже медицинские предметы. В Кыргызстане больше всего диссертаций защищается в медицинской сфере. Но и там государственный язык не применяется. И так практически во всех сферах науки. Разве что единицы ученых издают монографии на государственном языке. Спросишь у коллеги: «Почему не пишешь на кыргызском?», отвечает: «Напишешь на нем, никто не прочитает, а на русском — читает все СНГ». В 70-е годы столетия выдающийся патриотичный сын кыргызов профессор Р. Усубакунов вздумал написать на кыргызском языке учебник по высшей математике для высших учебных заведений, за это был назван националистом, подвергся гонениям, претерпел много мучений. Однако он доказал: можно написать учебник по высшей математике на кыргызском языке.
Пока государственный язык не станет языком науки, он сполна не разовьется. Кыргызская интеллигенция должна глубоко задуматься над этим.
Объяснение: