Под духовным миром человека понимается его ценностный мир и, прежде всего, содержание самых фундаментальных целей и идеалов человеческого существования. В конечном счете, именно они направляют и регулируют все многообразие отношений человека с окружающей его действительностью (природа, общество, другие люди), а также к самому себе (все значимые аспекты его поведения). К числу фундаментальных ценностей человеческой жизни относятся такие как: Бытие, Добро, Любовь, Истина, Красота, Справедливость, Жизнь. То или иное понимание этих ценностей полностью определяет содержание противоположных ценностных категорий, таких как: Смерть, Небытие, Зло, Ненависть, Ложь, Несправедливость, которые часто называют отрицательными ценностями или антиценностями.
Алексин в повести затрагивает один из важнейших нравственных во о посредственности и таланте, о бездуховности, эгоистичности и добросердечии. Оленька — действительно одаренный, единственный в семье ребенок. Но какие бы ни были они не оправдывают эгоизма. Человек, с детства окруженный любовью, вниманием и пониманием, вырастая, требует от людей этих проявлений любой ценой. Талантливый человек всегда находится в центре внимания, он выделяется из общей массы, и слияния с нею чаще всего не происходит.
Против “заметности” Оленьки борется “безумная Евдокия”. Она прямолинейна и и методы, которыми она пользуется в воспитании Оленьки, такие же Безумная Евдокия” борется против эгоизма. Она считает, что “данный от Бога талант заслоняет человека от окружающих и это является основной причиной эгоизма”. Попытка привить Оленьке талант человечности только усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается уравнять талант с посредственностью. Да и что значит посредственность? Бесталанный человек? Нет. Есть представление об общем уровне. Люди получают его, и в зависимости от восприимчивости и самореализации могут открыть в себе к поэзии, физике, к добру, любви, отзывчивости. Получается, что бесталанных-то людей практически нет.
Евдокия — не бесталанный человек. Она пытается сделать людей лучше, чем они есть. Другое дело, как она представляет себе это “лучше”. Но именно это стремление делает ее не такой, как другие. Она по-своему талантлива.