Физики всего мира с большим энтузиазмом отнеслись к открытию новой формы материи, названной экситониум. Эта форма представляет собой конденсат из квазичастиц, являющихся связанным состоянием свободного электрона и электронной дыры, образующейся в результате потери молекулой электрона. Более того физик-теоретик из Гарварда Берт Гальперин предсказал существование экситониума еще в 1960-х годах, и с тех пор ученые пытались доказать его правоту (или ошибку).
Подобно многим крупным научным открытиям и в этом открытии была изрядная доля случайности. Команда исследователей из Университета штата Иллинойса, обнаружившая экситониум, на самом деле осваивала новую технологию, называемую спектроскопией т.е. потеря энергии в электронном потоке (M-EELS). Однако открытие состоялось, когда исследователи проводили всего лишь калибровочные тесты. Один член команды вошел в комнату, пока все остальные смотрели на экраны. Руководитель исследования профессор Питер Аббамонт сравнил это открытие с бозоном Хиггса и отметил, что оно не будет иметь непосредственного использования, связанного с реальной жизнью. Но это открытие показывает, что понимание квантовой механики современными физиками находится на правильном пути.
Перед нами открывалась широкая панорама, раскинувшейся во всей своей царственной красе, обрамленной цветущими садами, приткнувшимися почти вплотную избами и дворами реки. И над всей этой плодородной, цветущей землёй, алела занимавшаяся на востоке заря, полыхавшая самыми чудными
невиданными оттенками. Как не любить было эту, до щемящей боли родную, милую сердцу картину, будившую в самой глубине души неимоверно нежные, вспыхивающие, как та самая алеющая заря, чувства!