Господа! Я глубоко верю, что тот, кто сотворил нас, создает в Новой Англии все — за исключением погоды. Не знаю, кто ее делает, но мне думается, что это довольно неотесанные подмастерья с фабрики Бюро погоды. Проходя обучение, они практикуются за харчи и одежонку на Новой Англии. Затем их продвигают и поручают изготовлять погоду для районов, где потребителю нужен товар получше, иначе он сделает заказ в другом месте. В Новой Англии погода позволяет себе чрезмерное разнообразие, которое поражает воображение чужеземцев и даже вызывает у них сожаление. У нас она всегда деятельна, работает не покладая рук, вечно что-нибудь придумывает и испытывает на населении, чтобы только посмотреть, каково ему придется. Но более всего она занята в весенний сезон. Весной за один день я насчитывал до ста тридцати шести ее видоизменений. Это я создал славу и нажить состояние человеку, который к выставке в ознаменование столетия собрал чудесную коллекцию разновидностей погоды, изумившую иностранных посетителей. Он намеревался отправиться в кругосветное путешествие за образцами погоды разных климатов. Я сказал ему: «К чему эта затея? Приезжайте в подходящий весенний день к нам в Новую Англию». . .и т. п.
Марк Твен
Человек в течение своего исторического развития стремился увидеть со всех сторон картину мира, познать природу, Чтобы применить ее для своих нужд. Интересными были взгляды наших предков на строение мира, некоторые естественные явления. Например, в древние времена считали, что, сколько людей живет на земле, столько звезд существует на небе, так как у каждого человека есть своя звезда, которая появляется, когда человек рождается, и гаснет, когда человек умирает. По изменению расположения звезд люди научились ориентироваться ночью, они смогли определить страны света и прогнозировать погоду по определенным приметам.
У всех земледельческих народов существовал культ матери-земли. Издавна украинцы почтительно относились к земле, называли ее матерью, кормилицей, клялись землей. Землю воображали живым существом, которое ощущает боль. Земля давала силу богатырям, но ее можно было потерять, если оторваться от земли. Народ призывал всех почтительно относиться к земле, беречь ее.
Много поверий украинского народа посвящено воде, огню, молнии, снегу. Огонь и вода также имели чудодейственную силу, люди их уважали и боялись.
Ветер, вьюга, дождь, радуга, роса и другие естественные явления также не остались за пределами народного внимания. Все эти поверья обогащают нас знаниями о нашем наших корнях.
Первоначальные люди потому и выжили, что уважали природу, для которой они были не гостями, а ее частицей. Но большие амбиции, развитие цивилизации привело к тому, что люди стали разделять: она – природа, а мы – люди. Это была ошибка, которая и до сегодняшнего дня никак не исправляется. Не хочу сказать, что этим все пренебрегают, но не предоставляют, к сожалению, надлежащего значения.
Взглянем на себя немного сбоку: зимой утепленные в разнообразную одежду, летом тоже имеем что-то, для эстетики прикрываем свое тело; и кажется, что мы будто бы слушаем голос природы. А это потребительское и поверхностное отношение, так как природу следует уважать. Не менять течение рек сгоряча на 180 градусов (так как мы, видите ли, – цари природы!), не выбрасывать мусор и отходы предприятий в реки (природа стерпит, как-то с этим справится). Она долго может терпеть, но есть граница ее терпению, и Чернобыльская катастрофа стала знаковым символом для человечества. Постигли ли мы это?
Каждый из нас живет вблизи какого-то водохранилища или реки. Расспросите старожилов, какой вид имели их воды еще лет 15-20 тому назад, и вы придете в ужас от нашего хищнического отношения к природе, когда нашими поступками руководит не просто равнодушие, а откровенное пренебрежение, дескать, на мой век хватит. А дети? А внуки? Это безразлично, к сожалению.
Очень хорошо, что в школе экологическому вопросом отводится большое внимание, а это означает, что нынешнее поколение, которое когда-то придет на смену старшему в управлении государством, возможно, будет заботиться о среде, в которой мы живем, и не допустит, чтобы наши потомки когда-то в учебниках о нашем времени прочитали как о времени технологических варваров. Надо заботиться о будущем.