Изложение Когда-то на Руси говорили: Как вае звать-величать? Велича- это возвеличивание человека, выражение почти- ние по отчеству тельного отношения к нему и его роду, его предкам. Не случайно в русском языке отчество имеет один корень с отечеством. Убирая от- чество иа именования взрослого человека, как это делается сейчас повсеместно в пресвеи на телевидении, мы снижнем выражение увн- жительности к собеседнику и отказываемся от того, что в русской культуре имеет особый духовный смыел. В Древней Руси не было отчеств довольно далго. Первые упо- минания о появлении отчества у русских людей можно обнаружить в списке русских послов, состовленном в 945 году. Там встречают- ся такие записи: Иван сын Глеба, Василий сын Петра и т. д. Пер- вые отчества на -ич, употребляемые по отношению к князьям (Рю- риковичи, Ольговичи, Ярославичи), были более близки к родовым фамилиям типа Романовы. Но очень скоро слова е суффиксом-ич, образованные от имени отца, стали настоящими отчествами для бояр, князей, самых богатых гостей (купцов). Русские былины то- же дают именования богатырей с отчествами: Добрыня Никитич, Алёша Попович и т. д. Сначала отчества были привилегией правящих классов, Кре- стьяне, основное население Древней Руси, а затем и России, полу- чали имена по святцам, а также и прозвиша, которые в более позд- нюю эпоху становились основами для будущих фамилий. Ещё в XIX веке в официальных документах именовались без отчества, и только в конце века использование отчеств в официальных текстах становится обязательным для всего населения крестьяне России.
«Человек учится на ошибках» — каждому из нас хорошо известна это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этой пословице? Ведь это действительно очень верно сказано. К сожалению, мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.
Поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а его жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать. Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих.
И это действительно так. Зачем делать те же жизненные ошибки и попадать в те же неприятные жизненные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть умным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае — это опыт других людей, которые гораздо длинный жизненный путь. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.
Однако по этому поводу можно и поспорить, поскольку существует еще одна пословица, приобретенное жизненным опытом многих поколений людей. «Не взаймы у соседа ума» — говорит эта пословица. Это значит, что не надо полагаться на опыт и знания других, не надо слушать, что тебе советуют другие, а лучше всего надо жить своим умом и проверять все на собственном опыте. Поэтому есть немало исторических и жизненных примеров. Интересный, например, тот факт, что еще Аристотель написал в одном из своих трудов, что у мухи восемь ног. На это опиралась научная среда всего мира и это заявление не подвергалась сомнению вплоть до начала XIX века.
Хотя казалось бы, чего уж проще — поймать муху и посчитать количество ее ног, чтобы убедиться в верности утверждения Аристотеля. Но это никому даже в голову не пришло, потому что все полагались на непревзойденный авторитет великого ученого. Видимо, так считали и дальше, если бы не один итальянский естествоиспытатель, которому, видимо, никогда не приходилось читать труды Аристотеля. Он взял и перечислил количество ног у мухи — их оказалось шесть!
Вот так и в обычной жизни мы достаточно часто полагаемся на то, что слышим от других, а проверить все самому — нет никаких трудностей. И задумываемся над тем, что можно было бы все сделать по собственному согласию лишь тогда, когда сожалеем, что сделали все неправильно, положившись на советы других.
Как видите, две пословица, две народных мудрости, очень близкие по содержанию, но в то же время и очень разные. И если мы в своей жизни научимся правильно использовать эти премудрости и будем учиться не на своих, а на чужих ошибках, но при этом жить только своим умом, а не полагаться на разум других, все в нашей жизни будет лучше и мы с легкостью будем преодолевать все жизненные преграды.