Объяснение:
1. Сложноподчиненное предложение (СПП) — это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на во членов предложения.
2. Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон.
3. Придаточное предложение может занимать разное место по отношению к главной части.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород.
(Пока ), [ ]
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Он остался здесь с тем, чтобы быть у вас в студии послезавтра.
[ ], (чтобы )
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
В том, что деньги пропали, уже никто не сомневался.
[В том, (что ), ]
Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) — курсивом.
4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
определительные;
изъяснительные;
обстоятельственные образа действия и степени.
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).
5. Тип придаточной части определяется на основании постановки во от главной части к придаточной. Нельзя определить тип придаточной части по типу союза или союзного слова. Так, например, слова когда, где могут присоединять различные по значению придаточные части, а не только придаточные со значением времени, места:
Я с о чем?), когда прибывает поезд. (Придаточное изъяснительное).
День (какой?), когда мы ездили на море, был солнечным. (Придаточное определительное).
Позвони мне (когда?), когда приедешь. (Придаточное времени).
Я с о чем?), где можно купить учебники. (Придаточное изъяснительное).
Город (какой?), где мое детство, очень изменился. (Придаточное определительное).
Там (где?), где мы шли, было очень сыро. (Придаточное места).
Особую группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых во к придаточной части не ставится.
6. Средствами связи придаточного и главного предложений являются подчинительные союзы или союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), а также указательные слова (в главной части предложения).
В русском языке представлены следующие группы подчинительных союзов:
1) временные: когда, пока, лишь, только;
2) причинные: так как, потому что, ибо;
3) условные: если, коли;
4) целевые: чтобы;
5) уступительные: хотя;
6) следствия: так что;
7) сравнительные: как, словно, будто, чем;
8) изъяснительные: что, как, ли, чтобы.
Примечание. В русском языке есть большое количество производных союзов, составленных из союзов и указательных слов: после того как, несмотря на то что, для того чтобы, благодаря тому что;
— двух союзов: как будто, как только союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтобы, в силу того что, с тех пор как, в результате чего и др.
7. Союзные слова могут быть выражены
относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.
Примечан
1 На дворе бушевала непогода. Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах. По временам он стихал и уносился вдаль, в темную глубину ночи, но после этого прилетал к дому с новой силой, бушевал больше, сильнее обливал крышу, хлестал по ставням, и порой казалось даже, что он струится и плещет уже в самой комнате. Казалось, дождь решил про себя никогда уже не прекращаться, и, когда ветер оставлял его в покое, он принимался гудеть широко и ровно — и на дворе, и в саду, и в переулке, и в пустыре по полям. Гул этот сквозь запертые ставни, стоял в комнате то ровным жужжанием, то тихими всплесками.
Персонаж, которому предстоит совершить героический поступок, обычный сторож на железнодорожной станции, Семен Иванович Иванов. Жизнь его проста и не лишена горести. Во время службы денщиком Семен не раз бывал под пулями, преодолевая свой страх, он приносил офицерам чай. Вернувшись домой, Иванов узнает печальные вести: умер отец и четырехлетний сынишка. Вдвоем с женой они отправляются странствовать по белу свету в поисках счастья. И лишь случай им обрести свое место. Семен встречает начальника железнодорожной станции и получает место сторожа.
Служба эта Семену пришлась по душе. Иванов выучил расписание, с нетерпением ожидал проходящих поездов, порой и по ночам не спал, чтобы не пропустить очередной локомотив. В остальное же время он совершал обходы, равнял щебенку, подкручивал гайки. В общем, выполнял все, что нужно, причем, всегда усердно и ответственно.
Служба на станции свела Семена Ивановича с соседом-сторожем Василием Степановичем Спиридовым, человеком мрачным и озлобленным. Если Иванов ко всему относился с пониманием и терпеливо сносил нападки судьбы, то Василий был совершенно иного склада характера. Спиридов злился, нервничал, считал, что нельзя терпеть, особенно несправедливость со стороны начальства, нужно жаловаться тем, кто выше по служебной лестнице. И во время очередной проверки он и решил приехавшему с ревизией начальнику. Проверяющий был вне себя от гнева, услышав речь сторожа. Жалоба по поводу огорода, по мнению чиновника, не шла ни в какое сравнение с той высокой миссией, которую он нес. Начальник бросился на Василия Степановича с кулаками. Спиридов не ответил, да только затаил еще большую злобу и решил добраться до самой Москвы, да только совершить то, что задумал.
Василий взял узелок и отправился в путь. Да только в город он так и не попал. Скрываясь в лесах недалеко от станции, Спиридов решился на отчаянный поступок – вырвал рельс на железнодорожном полотне. Семен в это время обходил свой участок. Увиденное повергло Иванова в шок, он начал метаться, думая, как бы предупредить машиниста. Сигнальных знаков у героя с собой не было, не нашлось и инструментов, чтобы приладить рельс обратно, а сбегать за ними в будку он уже не успеет.
Тогда Семен, пропоров бок ножом, смачивает в крови платок и прикрепляет его к таловой палочке, которую он срезал, чтобы изготовить дудку. Вот и готов флаг. Семен, зажимая рану ,поднимает его высоко над головой. Силы покидают героя, сознание мутится, но кровавый флаг реет в вышине.
Разве такой поступок нельзя назвать героическим? Разве это не подвиг? Конечно, подвиг. Причем, самый настоящий. И ему нашлось место в обычной жизни…