мальчишки, притихшие, глядели вслед грузовику, /1 пока тот не отъехал за перекресток, /2пока не рассеялась поднятая им пыль, /3 пока сам он не стал клубом пыли /4 (жуховицкий) .
[ ]1, (пока – союз) 2, (пока – союз) 3, (пока – союз4.
сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные времени. придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос – до каких пор? каждое придаточное связано с главным союзом пока. это однородные придаточные предложения.
вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:
[ ]1
↓
(пока – союз) 2, (пока – союз) 3, (пока – союз) 4
шацкий видел, /1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу /2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях /3 (паустовский) .
отец мой говорил мне, /1 что он не видывал таких хлебов /2 и / что нынешний год урожай отличный /3 (аксаков) .
[ гл. ] 1, (что – союз) 2 и (что – союз) 3.
сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое – главное, остальные – придаточные дополнительные. придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил, выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос – что? каждое придаточное связано с главным союзом что. между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и. это однородные придаточные предложения.
вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:
[ ]1
↓
(что – союз) 2 и (что – союз) 3
когда он подъезжал к заднему двору, /1 егорушка напряг своё зрение, /2 чтобы получше рассмотреть его /3 (чехов) .
(когда – союз) 1, [ ]2, (чтобы – союз) 3.
сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье – придаточные. придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср. : [когда? ] когда он подъезжал к заднему двору, /1егорушка напряг своё зрение /2; егорушка напряг своё зрение [зачем? ] , /2 чтобы получше рассмотреть его /3). это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору – придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его – придаточное цели.
вертикальная схема предложения будет следующей:
[ ]2
↓ ↓
(когда – союз) 1 (чтобы – союз) 3
как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась
это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. в первую минуту мы испугались. очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.
шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.
шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не могли.
если любого то на характеристика героев Темная Аллея
Главная героиня - бывшая крепостная крестьянка Надежда.
Хозяева дали ей вольную, она смогла устроиться в жизни (стала хозяйкой казенной почтовой станции),
благодаря своему умению "хозяйствовать" и уму ("Баба - ума палата. И всё, говорят, богатеет.
Деньги в рост дает"). Она красивая, несмотря на свой возраст. Надежда так и не вышла замуж
Причина этого - ее любовь к Николаю Алексеевичу.
Николай Алексеевич -дворянин, пренебрежительно относящийся к низшему сословию,
военный, сделавший хорошую карьеру. Личная жизнь героя не сложилась : жена,
которую он "без памяти любил", "оскорбительно" бросила его; сын, которого он обожал,
на которого возлагал все надежды, "вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести..."
В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич
" очень бессердечно" бросил Надежду, она даже хотела "руки на себя наложить".
Продолжая любить, она не могла простить ему предательства.
Николай Алексеевич, как и большинство героев-мужчин И.А. Бунина, слабый человек,
предрассудки смогли победить в нем любовь. Он считает отношения с Надеждой "историей пошлой,
обыкновенной", но при этом понимает, что именно Надежда "дала ему лучшие минуты жизни",
потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.
Но только осуждать героя нельзя. Общественное мнение - вещь,
с которой спорить и противостоять которой очень не просто.
Окажись Надежда на месте жены Николая Алексеевича, неизвестно,
кто из них испытывал бы большое неудобство и дискомфорт.
Высший свет никогда бы не принял ее, бывшую крепостную крестьянку.
Но это лишь косвенное оправдание того поступка, который в молодости совершает Николай Алексеевич.
Герои расстаются и во второй раз -навсегда. И страшно звучат слова Надежды о том,
что нет в ее сердце прощения за то зло и несчастье, которое она пережила столько лет назад.