1. научный стиль. в языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход» ) и «мельк» (в значении «миг», «мгновение» ). эти существительные в творительном падеже – «пешком» и «мельком» - перешли в наречия. «пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – «на короткое время», «бегло». в обоих наречиях был суффикс –ом. постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом. (из книги в. в. колесова «гордый наш язык…»)
2. официально-деловой стиль. желающим обратиться за на биржу труда, получить статус безработного и найти новую работу понадобятся следующие документы: - паспорт или документ, его заменяющий; - трудовая книжка или её дубликат; - документы об образовании и профессиональной квалификации; - справка о средней заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу объявления.)
3. публицистический стиль.что значит найти себя? «в чём смысл жизни? для чего мы живём? что мы должны сделать? » – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый из нас. однозначного ответа, конечно же, не существует. здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения. найти себя, по-моему, – это определить своё место в жизни. место в жизни – это своего рода цель, ради которой и стоит жить. работа, семья, служение родине… найти себя – это оказаться в таких условиях и быть окружённым такими людьми, с которыми бы ты чувствовал себя счастливо. дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе полное удовлетворение, которое бы ты любил – разве это не значит найти себя? существует масса вещей, в которых человек может реализовать себя. везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать такое, где наш талант и способности смогли бы воплотиться в полной мере. и главное – никогда не останавливаться на достигнутом! потому что, как только человек прекратит свой жизненный поиск, вначале придёт спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворённость. как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.(фрагмент ученического сочинения.)
4. художественный стиль. он вступил в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, который выходил из-под широкой щели, что находилась внизу двери. казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. по стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. с середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. в углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки. заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. (н. в. гоголь «мёртвые души».)
5. разговорный стиль.встреча подруг после летнего отдыха.– . ну, как у тебя дела? – спросила лена.– . да ничего, вот только вчера приехала, – ответила женя.– как отдохнула? – поинтересовалась лена.– ой, здорово, – пояснила женя. – на байкале так красиво! … ну, а ты как? – была у бабушки в задонске. столько интересного узнала! а в каких местах я побывала! – и я туда хочу съездить. возьмёшь меня в следующем году? – спросила женя.– конечно. можно и ещё кого-нибудь взять из наших друзей. бабушка гостям всегда рада. у меня фотки есть. хочешь посмотреть? – предложила лена.– ещё спрашиваешь, – ответила женя, и девочки пошли
Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой — 9 мая и 15 сентября. Как-то вечером вскоре после войны в шумном, ярко освещённом «Гастрономе» я встретился с матерью Лёньки Зайцева. Стоя в очереди, она задумчиво глядела в мою сторону, и не поздороваться с ней я просто не мог. Тогда она присмотрелась и, узнав меня, выронила от неожиданности сумку и вдруг разрыдалась. Я стоял не в силах двинуться или вымолвить хоть слово.
Я даже толком не могу себе объяснить почему, но с тех пор я стараюсь не попадаться этой женщине на глаза и, завидя её на улице — она живёт в соседнем квартале, — обхожу стороной. А 15 сентября — день рождения Петьки Юдина; каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства. Приходят взрослые сорокалетние люди, но пьют не вино, а чай с конфетами.
И перед Петькиными стариками я чувствую себя в долгу; ощущение какой-то неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет меня. В задумчивости я не слышу, о чём говорят; я уже далеко-далеко... До боли клеш-нит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся...