Текстовые задания. 1. Комментированное чтение текста.
2. Оценка прочитанного текста.
а) Соответствут ли название текста содержанию?
б) Какие слова выделены курсивом ? Почему они выделены?
в) Какие части речи преобладают в тексте?
г) Есть ли в тексте предложение с переносным значением?
д) Какое чувство переполняет вас после прочтения стихотворных строк?
Государственная символика Казахстана
4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы Независимого Казахстана. Государственные символы Республики Казахстан – государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.
Главным элементом государственного флага является его цвет. Синий цвет у всех тюркоязычных народов воспринимается как небесный, священный. Силуэт солнца на флаге является символом жизни, богатства и изобилия. Особое место занимает степной орел или беркут. Для степняков это символ свободы, независимости. У древка имеется вертикальная полоса с национальным орнаментом. Автором Государственного флага является Шакен Онласынович Ниязбеков.
Центральным элементом государственного герба является шанырак – символ семейного благополучия, мира, спокойствия.
Следующей частью герба являются золотокрылые, фантастические скакуны – тулпары. Силуэт скакунов на языке геральдики означает «бесстрашие льва, прозорливость сокола».
В нижней части герба – надпись “Казахстан”. В Государственном гербе использованы золотой и голубой цвета. Автором Государственного герба Республики Казахстан Жандарбек Малибекович Малибеков и Шот-Аман Ыдырысулы Уалихан.
Государственный гимн – это духовное знамя. Он призывает к дружбе и единению во имя мира и согласия на нашей прекрасной земле Авторы – поэт Ж. Нажимеденов и Первый Президент РК Н. Назарбаев.
Есть слово гордое “Казах”,
В нем воплотилось государство,
С Гербом и Гимном, есть свой Флаг,
Язык, в котором мудрость нации.
Послетекстовые задания.
1. К данным существительным подберите прилагательные из текста и составьте словосочетания.
У народов, цвет, флаг, полоса, элементом, благополучия, орел, неба,
скакуны-тулпары, в гербе, на земле.
2. Определите падеж имен существительных. Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?
У тюркоязычных народов, с национальным орнаментом, центральным элементом, в государственном гербе.
3. Пояснительный словарь. Запомните значения слов.
Древко (у древка) – длинная круглая палка,на которую насаживается флаг.
Геральдика – описание гербов и их история.
Прозорливость – умение предвидеть, проницательность.
Бесстрашие – отсутствие страха.
4. ответьте на вопросы.
Что вы узнали о символике страны?
Что обозначает силуэт скакунов на гербе в языке геральдики.
Чем объясняется выбор именно этих символов власти для Казахстана?
Какие правила существуют при прослушивании гимна на официальных церемониях?.
Есть ли в тексте сравнения?
Объяснение:
Повесть «Тарас Бульба» - одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для таких людей нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести - Тараса Бульбы.
Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» - чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление русской силы».
Тарас Бульба - это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделяла среди них.
Образ Тараса воплощает в себе удал и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нет нет ничего эгоистического, мелкого, корыстно го. Его душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душа: предателей: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языкоь своим; свой народ продают...».
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью, Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценит в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизме знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей Тарас смотрит, как выводят на лобное месте его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда Е его сердце?» - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку, добре!».
Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака...». Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н. В. Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является Тарас.