Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество» также повествует о страданиях отца, потерявшего единственного сына.
Все это случилось как раз под Рождество в Петербурге. И вот герой привез тело своего ребенка в деревню, на свою родину похороны, и убитый горем отец остается в одиночестве.
На неделе была административная контрольная работа. Учительница требовала, чтоб мы во что бы то ни стало получили за нее хорошие отметки. Однако, до этого ни разу не удавалось нашему классу выполнить работу без единой двойки. Вот и сейчас, как бы мы ни торопились, как ни старались, так и не успели написать тест. Ни один человек не был уверен в своем решении. До объявления оценок осталась одна неделя, и не было нам покоя ни днем ни ночью. Каково же было наше удивление, когда выяснилось,что на класс написал работу лучше всех-ни одной двойки и всего две тройки! Вот чтозначит хорошо подготовиться.
Странно на свете жить! Чего только не случится, как только не сложатся обстоятельства!
Вот совсем недавно, в ту среду, стал на год старше Витя. Понятное дело, что он устроил праздник. Весело было! А какие подарки ему подарили! Особенно мальчику понравился подарок папы. Папа подарил ему ножик. Ах, какой замечательный ножик! Лезвие острое, блестящее, рукоятка красивыми узорами расписана. Чудо, а не ножик!
На следующий день Витя принёс ножик в школу. Как загорелись глаза у мальчишек! Все стали просить:"Витенька, миленький, обменяй мне его!" А Витькка знай себе посмеивается. Не хочет менять.
четверг, наступила пятница. Все уже забыли про ножик. Внимание ребят уже было привлечено к Пете - он держал в руках снегиря. У птицы была ранена лапка. Петька нашёл его на школьном дворе, привязал к лапке ниточку и грает. То отпустит снегиря, то опять притянет к себе. Витька увидел это и говорит:
-Петька, дай мне снегиря.
-Нет, Витька, снегирь мой. я его за так никому не отдам.
-А давай обменяемся! Я тебе дам ножик, а ты мне дай птицу.
Петька согласился. Ребята ещё постояли немного, поглядели на снегиря, да и разошлись. А Витя снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник, открыл форточку и выпустил снегиря. Лети!
Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».
Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Систему персонажей можно представить в следующем виде:
Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.
Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.
Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т. о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.
Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
Объяснение: