В старших классах казахстанских школ изучается поэма О.О.Сулейменова «Земля, поклонись человеку!». Поэма посвящена первому космическому полету, совершенному Ю.А. Гагариным. Эта выдающаяся поэма родилась за одну ночь. Двенадцатого апреля, когда объявили о подвиге Ю.А. Гагарина, стихи уже вышли в газете, и листовки с их распечаткой разбрасывали с самолетов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. От такого эпохального события поэт, вдохновившись, превратил стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!», и уже в мае она вышла в свет.
Поэту не пришлось искать форму для осуществления своего замысла: высокое вдохновение, которое внушил автору космонавт, требовало и торопилось вылиться в поэму. «В те дни я не знал мук творчества, дни и ночи пугая домашних, на слух сочинял поэму. Самая радостная пора в моей писателькой биографии», – признается О.О. Сулейменов позднее. «Земля, поклонись человеку!» – это не просто удачная метафора, это символ величия человека:
Главный смысл поэмы – утверждение. Утвреждение доброты, преданности, любви и прежде всего самой жизни, ее единственности и бесценности. С полетом человека в космос люди стали «значительно старше», осознание человечеством своей принадлежности к единой планете с единой судьбой достигает высокого градуса:
Вы совершили свой первый подвиг,
Преодолели земную тягость,
Чтобы потомки это запомнили,
Преодолейте земные тяжбы!
Своеобразие поэмы «Земля, поклонись человеку!» заключается, по мнению М.М. Ауезова, в близости ее по своей эстетичности концепции к традиционному казахскому жанру толгау. Действительно, перед нами поэма – раздумье. Философские размышления, а не описания, напряженность мысли, а не сюжета характерны для поэмы. О.Сулейменова. Аналитическая струя приводит к неприкрашенности, литераторы, отмечая тяжеловатость некоторых мест поэмы и прозаичность стиха, его изменчивость, наличие перебоев и отклонений, в то же время подчеркивали оправданность таких сбоев: в самом стихе предметно запечатлелись поиски истины, напряженная работа мысли, поэма словно отразила время и тот настрой, который царил в стране. Близость к толгау проявляется во фразах, построенных в форме риторичности вопроса, восклицания, обращения, в психологическом параллелизме и, конечно, в использовании художественных тропов и фигур. О значимости поэмы свидетельствует большое количество методических разработок, интересных и востребованных в практике школьного преподавания.
Объяснение:
Мы приходим в жизнь, чтобы оставить о себе память. С давних пор считается: жизнь не полна, если ты не посадил ни одного дерева.
Из чего складывается духовное богатство личности? Из системы внутренних и внешних связей, которыми человек живет в окружающем его мире. Прежде всего, это уважение к человеческому труду. Вторая мерка, который человек измеряется в окружающем мире жить в обществе.
Украшать землю - это значит улучшать жизнь и самих людей. Человек - мыслящая часть природы.
Если говорить о красоте, то, как мне кажется, она начинается с естественности. Удовольствие испытываешь, когда совершаешь достойный поступок. В жизни любому человеку, где бы он ни находился и ни работал, предоставлены безграничные возможности приносить людям добро.
Поистине нет числа случаям, предоставленным нашим пестрым и разнообразным бытием, когда один человек может и должен оказать услугу другому! Главное - не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кто-то поблизости явно нуждается в вашей ведь завтра в его положении можете оказаться вы сами.. .
Как ни скромно сделанное вами доброе дело, оно оставит приятный след, прежде всего, в вашей собственной душе и принесет вам ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения.