3. В книге «Грамматика фантазий» Джанни Родари рассказывает о том, как любые слу чайно выбранные слова могут «запустить» механизм придумывания историй. Например, пее
из этих словосочетаний может послужить основой для рассказа. Прочитайте начала истории,
которые придумал Дж. Родари. Выберите одну и допишите 3-4 предложения.
1) По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка. Он всегда ее таска-
ет на себе, как улитка раковину. 2) Шкаф пса предназначен для хранения собачьей
. a : pa .
А.
П
І
пёс неопреде-
одежды, набора намордников и поводков, тёплых тапочек, нахвостника с помпончи
ками, резиновых костей, игрушечных котят, путеводителя по городу, чтобы пёс ходил
за молоком, колбасой и за орешками для хозяина. 3) Пес в шкафу. Доктор Поли
фемо, придя домой, лезет в шкаф за домашней курткой, а в шкафу
лённой породы. Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подаёт лапу.
Но вылезти из шкафа не желает, как его доктор Полифемо ни упрашивает. Доктор
Полифемо отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает
другую собаку...
Второй признак – предикативность, то есть связь содержания предложения с фактами объективной действительности. В любом предложении отражается объективный мир, в нем всегда что-то сказывается, то есть не может быть предложения пустого, не выражающего связей и отношений в объективном мире. Сравн.: «Земля вертится вокруг своей оси».
Третий признак – модальность, то есть отношение говорящего к высказанному содержанию: действительность, возможность, желательность. Например: «Она играет в театре» - модальность действительная. «Она хотела бы играть в театре» - модальность желательности. «Она может играть в театре» - модальность возможности и т.д. (лат. modus – наклонение). Модальные оттенки бесчисленны. Это, в конце концов, все чувства, которые говорящий выразить в предложении. Модальность в языке выражается грамматически в категории наклонения, а лексически – многочисленным классом модальных частиц, вводно-модальных слов, словосочетаний и предложений. Спой-ка (модальность Спела бы (модальность пожелания). А ну-ка спой (модальность побуждения) – во всех примерах модальность выражается частицами.
Четвертый признак – интонационное и структурное единство членов предложения. Интонацию имеет все предложение в целом, но интонация варьируется в зависимости от структуры предложения: простое оно или сложное, осложнено обособленными членами или обращением и т.д. Интонация придает предложению законченность и отдельность. Интонация в предложении. Является и дополнительным материальным средством выражения мыслей и чувств говорящего.
В целом надо сказать, что предложением его интонирования и манерой говорения человек выражает всего себя – свои мысли, свои чувства, свое настроение, свои намерения и желания, даже свое здоровье. Можно сделать вывод: скажи мне что-нибудь, и я скажу, кто ты.