Отчий дом
Место родное, отчий мой дом…
Разве когда позабудешь о нем?
Место такое Ангарском зову.
Город, где я родилась и живу.
Пусть городок наш совсем небольшой –
Связан он сердцем с великой рекой.
В нем люди творят, рисуют, поют,
Играют в спектаклях и просто живут.
Пусть городок наш не очень велик,
Народом своим он в стране знаменит.
Танцоров, артистов, спортсменов не счесть,
Даже «Музей Часов» собственный есть.
Спектакли «Чудак» покорили всех нас,
Они и японцев приводят в экстаз.
Танцы «Багульника» так хороши –
В Корее приветствуют их от души.
Ангарск Иркутску – младший брат,
Моложе он его в сто крат.
Великою Победою рожден,
Он славится своим трудом.
Есть много городов в России нашей
Побольше, побогаче и покраше,
Но мне дороже, мне всего роднее –
Мой отчий дом, всех городов милее.
Это стихотворение было напечатано ранее под моим акаунтом zsedina,который был удален в феврале 2016 года.Стихотворение опубликовано в сборнике молодых поэтов к юбилею нашего города Ангарска.
Объяснение:
1. [Поставь над собой и сто учителей] - [они окажутся бессильными], (если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя).
[ ] - [ ], (если...)
2. не знаю.
3. [Шаги на той стороне реки стихли], но [когда мы подошли к броду], на [тёмной реке послышалось шлёпанье] и [появились какие-то силуэты].
[ ], но [ ], [ ] и [ ]
4. [Острый жаркий сухой аромат смолистых ветвей слабеет], зато [сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма], (которым тянуло весь день с дальнего лесного пожарища).
[ ], зато [ ], (которым...)
Свою поэму Маяковский начал еще в первой половине 1914 года, после по-сещения Одессы во время черноморского турне. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы…
Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Закончена поэма была к июлю 1915 года.
В самом начале поэмы, в ее предисловии, утверждается наступательная мощь молодости:
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду – красивый,
двадцатидвухлетний.
Молодость и любовь идут рядом. Тема любви является основной в первой главе поэмы. Любовная драма, служащая завязкой сюжета, необычна. В любовном треугольнике нет преуспевающего счастливого соперника, которого полюбила Мария. Она вообще не говорит при объяснении – любит или не любит, она только сообщает: «Знаете, я выходу замуж». Она – Джоконда, «которую надо украсть!». Ее украли, купили, прельстили богатством, деньгами, комфортом… Любое из этих предположений может быть верным. В треугольнике третьим персонажем включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так как Мария Денисова не выходила тогда замуж, это произошло позднее. И брак ее не был браком по расчету: другая судьба, другой характер. И вообще героиня поэмы – образ собирательный (хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой). Имя Мария, как считает поэт, подходит к нему больше, чем какое-либо другое, оно кажется ему наиболее женственным.
Герой поэмы глубоко страдает. Страдание и отчаяние толкают его к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры:
Слышу: тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
Или:
Мама! Ваш сын прекрасно болен!
Мама! У него пожар сердца.
Или:
Глаза ослезненные бочками выкачу,
Дайте о ребра опереться.
И др.
Строй первой главы, как и всей поэмы, отличает агрессивная лексика, улич-ная грубость и нарочитый антиэстетизм. Богохульство выявляет анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. Герой Маяковского представляет собой могучий образ отрицания, бунта.
Первая глава поэмы пронизана темой любви, но эта любовь неразделенная; и поэтому очень сильная:
Будет любовь или нет?
Какая – большая или крошечная?
Опять влюбленный выйду в игры,
Огнем озаряя бровей загиб.
Любовь героя – настолько мощный импульс, что она внутренне его испепе-ляет. Но это чувство не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрица-ния поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, иска-жающее мораль, и не желает его больше принимать.