Мы постоянно слышим о том, что нужно по совести жить и поступать с другими людьми. Или о том, что у кого-то ее и вовсе нет. У кого-то совесть чистая, а кто-то обладает грязной душей и нечистой совестью. Но что такое совесть и зачем она нужна?
Под этим понятием каждый человек понимает что-то свое. Но основным определением является следующее. Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми и обществом. Я понимаю под этим понятием человека самостоятельно формировать нравственные ценности и им соответствовать. И если углубиться в понимание совести в самом глобальном значении, то можно прийти к выводу, что далеко не каждый обладает совестью. В мире, где моральные принципы не ценятся, отношения между людьми строятся на выгоде, где друг в любой момент может стать злейшим врагом сложно говорить о таком высоком чувстве. Разве в таком мире нет светлых и добрых людей, которые готовы безвозмездно совершать хорошие поступки? Из собственного опыта могу точно утверждать, что совесть – реальна.
Иногда я испытываю стыд за сказанные или несказанные слова. Хотелось бы вернуться в и изменить некоторые свои поступки и попросить прощение у тех, кого уже нет. Совесть не дает мне солгать на уроке о том, что я выполнил все задания, если на самом деле это не так. И если действительно жить по совести, то мир не такой жестокий, как кажется. Возможно, это эффект бумеранга.
Хорошим примером с книги, есть момент, когда в тексте Дроганова рассказчик запретил Кольке брать книгу. Этим он разрушил надежды парня на то, что это его подарок на день рождения. И после смерти Кольки, рассказчик испытывал угрызения совести. Это продолжалось долгие годы, а всего-то один поступок. Всего один! А сколько таких поступков совершаем за жизнь?
С полной уверенностью могу утверждать, что нужно жить по совести, так и жизнь станет проще.
«Матренин двор» Солженицына повествует о судьбах людей, о тех кто остался как бы вне рамок строящегося молодого мира. Автор ведет повествование от лица рассказчика. Рассказчик человек образованный, интеллигентный. Судьба его схожа с судьбой автора. Еще не старый, нужный для общества человек оказывается у обочины жизни. Он бесконечно устал, нет больше никаких амбиций, и в чем его вина, кто скажет?! Человек неравнодушный, любящий свою родину, вынужден скитаться по углам, и, без метафор, искать дневное пропитание. Как тяжело жить с сознанием своей неприкаянности, не имея особых надежд на будущее.
Несмотря на постигшую его участь, рассказчик рад, что вернулся на Родину, в Россию. В глухой деревне надеется он позабыть о привыкнуть к настоящему, ведь нужно жить дальше. В деревне Тальново, в доме одинокой старухи Матрены, и поселяется бедный скиталец.
Матрена бедная одинокая женщина, к тому же она болеет. Рассказчик сообщает нам, что Матрена даже поросенка не держит, что совсем уж редкость для сельских жителей. Всего-то у нее добра, что колченогая кошка. Зато Матрена всегда готова услужить всем, каждому готова Люди бессовестно ее используют, насмехаясь над ее бесхозяйственностью.
Рассказчика приняли на работу учителем. Днем он работает, а вечерами беседует с Матреной. Судьба нового в деревне человека интересует всех, и Матрену расспрашивают о нем. Рассказчик не скрывает, что сидел в тюрьме жизнь Матрены поначалу не очень интересует его. Да и чем может быть примечательна жизнь деревенской женщины.
Но постепенно и рассказчику и читателям становится понятным, что Матрена женщина необыкновенная. Само ее нестяжательство сродни святости. Вообще, как-то умеет Солженицын показать самую суть жизни человеческой, которая не от изобилия имений зависит. Матрена предстает перед нами женщиной сильной духом. Никто из мужчин не осмелился остановить напуганного коня, а Матрене это оказалось под силу. В то же время женщина очень трогательна в своей боязни поезда. Добивается Матрена и пенсии. Ей приходится ездить в разные инстанции, расположенные в довольно отдаленных местах. Это тоже доказывает, что Матрена волевая и выдержанная. С назначением пенсии Матрене стало легче жить, в первую очередь, морально. Ей отрадно сознавать, что о ней проявило заботу государство.
В лице этой женщины я как бы вижу всех женщин России, родившихся вначале двадцатого века. Сколько их ушло в вечность с израненными душами. Все они пережили столько, что не описать всем книгам мира. Они оставались без женихов и мужей, отнятых войнами, хоронили детей, много и тяжко работали. Затем, в старости вынуждены были доказывать свое право на пенсию. Трагичность судьбы Матрены не чужда им. Но не все эти женщины отличались той широтой души, которая была присуща Матрене.
Вначале автор дал произведению название «Не стоит село без праведника». Солженицын на примере русской женщины Матрены открывает нам пример жизни по Евангелию. Он открыто называет Матрену праведницей. Люди, подобные ей, - соль земли. В посланиях апостолов говорится: «Те, которых не был достоин весь мир, скрывались в пещерах и горах». Жизнь праведника прикровенна, она не для показа. Так, вся полнота души прекрасного человека открылась для знавших Матрену лишь после ее смерти.