Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах целовека. Что же это за основы? Во-перных, заниженное представле- во ние о своих обязанностях. Гуманность нашего общества поселила во многих неустойчивых душах убеждение, что «всё сойдёт». Во-вторых, притупление чувства справелливости. Человек, укоторого развито это чувс чувство, приучается к мысли, что он не имеет никаких привилегий, никаких преимушеств перед другими. Если покопаться в душе кажао- го грубящего человека, то можно обнаружить, что его поступки не случайны, а опираются на вполне конкретные взглялы. Это, прежде всего, наплевательское отношение ко всем, к мнениям и удобству других. Нередко и хорошие люди обижают своих близких, и происходит это без намерения оскорбить, а просто так - по невнииманию. Такис люди, часто заиятые важными делами, не нашли времени продумать формулу своего повеления, которая делала бы жизнь приятнее и улучшала настросние. Итак, какие же выволы следует слелать кажлому человску? Вопервых, человек, научивнийся доброжелательно обрашаться со своими близкими, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения громадное удовольствие, Во-вторых, хорошие манеры и правильно пыработанное поведение являются большны икладом человека в общество, Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире дохол - хорошее расположение луха и оптимистическое настроение. (По Н. Акимову)
Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.
В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.
Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа - одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее просто сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.