Содержание: Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»). Музыкальный материал: М. Глинка. «Камаринская». Фантазия на две русские темы; Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»; Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание); В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение). Характеристика видов деятельности: Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки. В аттическую форму заключён Безмолвный, многоликий мир страстей, Мужей отвага, прелесть юных жён И свежесть благодатная ветвей. Века переживёшь ты не спроста. Когда мы сгинем в будущем, как дым, И снова скорбь людскую ранит грудь, Ты скажешь поколениям иным: «В прекрасном - правда, в правде - красота. Вот знания земного смысл и суть…» Дж. Китс (английский поэт) Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий и на величие, и на малодушие - все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни.
Сочинение на лингвистическую тему "Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?" Мнения учёных разошлись в вопросе выделения слов категории состояния в самостоятельную часть речи. Первым обратил на них внимание русский лингвист А.Х. Востоков. Он отнёс их к глаголам, потому что им свойственны время и наклонение. Впервые слова этой группы в особую часть речи выделил Л.В. Щерба и дал им название "категория состояния". Он указывал на отличия слов категории состояния от прилагательных и наречий.От прилагательных отличаются тем, что не изменяются, от наречий - могут употребляться с глаголом-связкой. Однако не все лингвисты признают категорию состояния самостоятельной частью речи. В школьных учебниках эти слова как особую часть речи стали рассматривать сравнительно недавно. Так что же это за слова - категория состояния? Давайте порассуждаем. С одной стороны, эти слова можно отнести к наречиям, так как они не изменяются, отвечают на вопрос как? Например: На улице (как?) морозно. С другой стороны, они внешне похожи на краткие прилагательные: Сегодня холодно. Но от прилагательных они отличаются тем, что не изменяются, от наречий - тем, что могут употребляться со связкой. Близкие они и к глаголам, потому что имеют грамматические категории наклонения и времени, потому что при них может быть глагол-связка (быть, становиться и др.) Приходим к выводу, что категория состояния - это отдельные слова, их нельзя причислить ни к наречиям, ни к глаголам, ни к прилагательным. Рассмотрим эти слова подробнее. Им присуще изъявительное и сослагательное наклонение: Скорее бы стало тепло (сослагательное наклонение). Словам категории состояния свойственно настоящее и будущее время. Настоящее время выражается при нулевой связки: В комнате светло и будущее - с глаголов-связок: Вчера было ещё холодно. Завтра станет тепло. Некоторые слова категории состояния, как и прилагательные, могут образовывать степени сравнения: Вчера было холоднее. Определим синтаксическую роль слов категории состояния. Главная их роль - сказуемое в безличных предложениях. Например: В комнате было темно; вторые петухи только что пропели (И. Тургенев). Слова категории состояния - неизменяемые слова, выражающие состояние или его оценку: состояние природы (светло); состояние среды (грязно); состояние человека (больно); модальная оценка состояния (нужно, нельзя). Бесспорно, что и наречия. и прилагательные, и слова категории состояния делают наш язык образнее. Вспомним отрывки из стихотворения Э.Куклиной: Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово "высоко" произнеси - И представишь сразу неба синь. Ты скажи: "Кругом белым-бело" - И увидишь зимнее село. Если скажешь слово ты "темно", Сразу вечер поглядит в окно. Если скажешь "ароматно", ты Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты "красиво", Пред тобою - сразу вся Россия! Таким образом, главное отличие слов категории состояния в значении (состояние) и в синтаксической роли (только сказуемое в безличном предложении).
Воплощение эмоционального мира человека в музыке.
Многообразие светлых и радостных музыкальных образов.
Безраздельная радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).
Музыкальный материал:
М. Глинка. «Камаринская». Фантазия на две русские темы;
Р. Щедрин. Концерт для оркестра № 1. «Озорные частушки»;
Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» (слушание);
В. А. Моцарт, русский текст А. Мурина. «Слава солнцу, слава миру» (пение).
Характеристика видов деятельности:
Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки.
В аттическую форму заключён
Безмолвный, многоликий мир страстей,
Мужей отвага, прелесть юных жён
И свежесть благодатная ветвей.
Века переживёшь ты не спроста.
Когда мы сгинем в будущем, как дым,
И снова скорбь людскую ранит грудь,
Ты скажешь поколениям иным:
«В прекрасном - правда, в правде - красота.
Вот знания земного смысл и суть…»
Дж. Китс (английский поэт)
Человек с его мечтами, стремлениями, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий и на величие, и на малодушие - все эти проблемы из века в век по-своему претворялись в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения до конца жизни.