Без правильного понимания того, зачем нужны знаки препинания, сочинение не напишешь, все мысли в нем перепутаются, и получится настоящая бессвязная словесная каша. Поговорим о каждом знаке в отдельности. Итак, зачем нужны знаки препинания?
Точка
На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.», и для сокращения слов «и т.д. - и так далее».
Многоточие
Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами... Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?». Также используется при обозначении пауз, при резком переходе от одного действия к другому: «Он молча слушал... Вдруг резко вскочил и начал говорить, что не согласен и никогда не сделает того, что ему велели».
Восклицательный знак
Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».
Вопросительный знак
Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания ГИА (государственной итоговой аттестации)? Они являются неотъемлемым атрибутом правильной письменной речи или формальностью?». ответ на этот вопрос, конечно же — без правильного использования знаков препинания невозможно грамотно писать.
Запятая
Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга (однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, простые предложения в составе сложных и многое другое. «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него» - сложноподчиненное предложение. «Только дойдя до работы, я вспомнил, что оставил все документы дома» - деепричастный оборот и сложноподчиненное предложение.
Двоеточие
Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «А как много было там было цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Двоеточием разделяют слова автора и прямую речь: «Я подумал: «А что, если что-то пойдет не так?». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».
Тире
Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», подлежащее и сказуемое являются существительными, тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи: - Именно это я и хотела тебе сказать, — сказала она и, сделав паузу, добавила, - но ты никогда меня не слушал.
Точка с запятой
Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».
Вот зачем нужны пунктуационные знаки препинания - они структурировать предложение и выделить отдельные его части. Зачем нужны авторские знаки препинания? Они сформулировать мысль и обратить внимание читателя именно на тот момент, который он считает наиболее важным, даже если по правилам такая расстановк
Устаревшая лексика в современном русском языке. Причины «ухода в пассив». Историзмы как вид устаревших слов. Архаизмы и их разновидности. Лексические и семантические архаизмы. Словари устаревших слов.
Устаревшая лексика — это слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям языка. Поэтому такие, например, слова древнерусского языка, как магир («повар»), мага («туман»), майдан («базарная площадь»), не входят в словарный состав современного русского языка, даже в его пассивный запас, а относятся к более древнему русскому языку. Такие слова обычно не включаются в толковые словари современного русского языка, их место — в исторических словарях (Н.М. Шанский называет их «старинными» словами). Устаревшие же слова — это слова хотя и вышедшие из активного употребления, а потому и относящиеся к пассивному словарю, но все же — современного русского языка, понятные большинству его носителей. Поэтому они включаются в словари современного русского языка, но с соответствующей пометой «устар». Например: БЕССРЕБРЕННИК (устар.) — «бескорыстный человек». Правда, критерий этот не всегда выдерживается, поэтому в словарях используют еще и помету «стар.» для лексики, утраченной современным русским языком. Например: БРАДОБРЕЙ (стар.) — «то же, что парикмахер».
В современной речи устаревшие слова употребляются либо для стилизации «под старину» (например, в романе А. Толстого «Петр Первый» или поэме Д. Кедрина «Зодчие»), либо для создания высокого, торжественного, поэтического слога. Некоторые часто употребляющиеся устаревшие слова становятся как бы постоянными спутниками поэтической речи, и за ними закрепляется еще и определенная стилистическая окраска — поэтическая. Например, у слова ОЧИ:
У соседних мальчишек, что ловят грачей
И несут в рукавах полушубка отцова,
Я видал эти синие звезды очей,
Что глядят с вдохновенных картин Васнецова (Д. Кедрин)
Жизни нить все короче,
Ночью смотрят в глаза
Мудрой Азии очи,
Как степная гроза. (В. Луговской)
Устаревает лексика по разным причинам, как лингвистическим (слово вытесняется другим, новым синонимом), так и экстралингвистическим (слово устаревает вместе с вещью, понятием, которое оно называет). Поэтому устаревшие слова подразделяются на две группы: архаизмы и историзмы.
Архаизмы (от греч. archaios — «древний») — это устаревшие слова, которые были вытеснены из употребления другими словами-синонимами, более употребительными. Так, многие названия частей тела человека заменились другими, в результате чего прежние слова ушли в пассивный запас: выя (шея), ланиты (щеки), персты (пальцы), зеницы (глаза), уста (губы), десница (рука). Теперь они употребляются лишь в поэзии как стилистическое средство, например, в «Пророке» А.С. Пушкина: «Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он, Отверзлись вещие зеницы…», «И он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи в уста замершие мои Вложил десницею кровавой».
Именно такие слова приводятся в толковых словарях с пометой «устар.» (сопровождаемой иногда и стилистической пометой) и синонимическим толкованием: сей (устар., высок.) — этот; оный (устар., высок.) — тот; сиречь (устар., книжн.) — то есть; вельми (устар.) — очень; брань (устар.) — бой; бренный (устар.) — преходящий; приватный (устар.) — частный и т.п.