Проблема возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры России является одной из наиболее актуальных и многоаспектных. В эпоху глобализации все большую значимость приобретает сохранение этнокультурной идентичности. Стремительное возрождение культуры народов, выражающееся в реконструкции фольклора, быта, промыслов, праздников и т.д., инициирует создание разнообразных этнопарков, национальных деревень, специальных программ этнокультурного туризма в заповедные уголки нашей Родины. Во многих регионах благодаря стремлению людей вернуться к своим национальным корням возрождаются (или продолжают развитие) разнообразные и уникальные виды народных художественных промыслов и ремесел.
Особую роль играет Центральный федеральный округ (ЦФО), исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России, где можно обнаружить немало замечательных примеров добрососедства, эффективного взаимодействия и взаимообогащения культур, что составляет существенный, но пока мало используемый потенциал для развития въездного и внутреннего туризма в РФ.
Типичными и наиболее распространенными на территории ЦФО являются следующие виды промыслов. Вышивка наибольшее развитие получила в 8 областях округа (Рязанская, Калужская, Орловская, Ивановская, Брянская, Тамбовская, Тверская, Тульская). Не менее популярен глиняный промысел. Гончарное производство особенно характерно для трех областей — Московская, Ярославская, Рязанская. Мелкие изделия из глины – игрушку, мелкую скульптуру — делают в 5 областях — Тульской, Калужской, Костромской, Ярославской и Липецкой областях. Резьба по дереву распространена почти повсеместно, но наиболее известны умельцы в Московской и Ярославской областях. В Липецкой и Рязанской областях популярно кружевоплетение. Лаковой миниатюрой славятся Ивановская и Владимирская области. Ярославская область гордится великолепными изделиями ростовской финифти и старинным тутаевским колокололитейным промыслом. Далеко за пределами Московской области известны дулевский фарфор (г. Ликино-Дулево), гжельская майолика, Федоскино, жостовская роспись и др., а Павлово-Посадская мануфактура — единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день
Проблема возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры России является одной из наиболее актуальных и многоаспектных. В эпоху глобализации все большую значимость приобретает сохранение этнокультурной идентичности. Стремительное возрождение культуры народов, выражающееся в реконструкции фольклора, быта, промыслов, праздников и т.д., инициирует создание разнообразных этнопарков, национальных деревень, специальных программ этнокультурного туризма в заповедные уголки нашей Родины. Во многих регионах благодаря стремлению людей вернуться к своим национальным корням возрождаются (или продолжают развитие) разнообразные и уникальные виды народных художественных промыслов и ремесел.
Особую роль играет Центральный федеральный округ (ЦФО), исторически являющийся одним из самых развитых и исконно русских регионов России, где можно обнаружить немало замечательных примеров добрососедства, эффективного взаимодействия и взаимообогащения культур, что составляет существенный, но пока мало используемый потенциал для развития въездного и внутреннего туризма в РФ.
Типичными и наиболее распространенными на территории ЦФО являются следующие виды промыслов. Вышивка наибольшее развитие получила в 8 областях округа (Рязанская, Калужская, Орловская, Ивановская, Брянская, Тамбовская, Тверская, Тульская). Не менее популярен глиняный промысел. Гончарное производство особенно характерно для трех областей — Московская, Ярославская, Рязанская. Мелкие изделия из глины – игрушку, мелкую скульптуру — делают в 5 областях — Тульской, Калужской, Костромской, Ярославской и Липецкой областях. Резьба по дереву распространена почти повсеместно, но наиболее известны умельцы в Московской и Ярославской областях. В Липецкой и Рязанской областях популярно кружевоплетение. Лаковой миниатюрой славятся Ивановская и Владимирская области. Ярославская область гордится великолепными изделиями ростовской финифти и старинным тутаевским колокололитейным промыслом. Далеко за пределами Московской области известны дулевский фарфор (г. Ликино-Дулево), гжельская майолика, Федоскино, жостовская роспись и др., а Павлово-Посадская мануфактура — единственное из старинных российских платочных предприятий, сохранившихся по сей день
Исторические песни – это лиро-эпические устные произведения о значимых исторических событиях, для них характерен живой интерес к важным эпизодам отечественной истории и ее героям.
Появление ранних исторических песен относят к середине XIV века.
Можно выделить две основные темы, затрагиваемые в исторических песнях:
а) военно-героическая – описание войн и сражений, борьба с врагами;
б) повстанческая – песни посвящены народным восстаниям (например, восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева).
Можно выделить следующие характерные черты жанра:
а) исторические песни отличаются меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сами сказители часто называли песни «старинами».
б) для ранних исторических песен характерна поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) объединение в циклы произведений (цикл – ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).
Постепенно исторические песни теряют характерную для них достоверность в передаче реальных исторических фактов и на рубеже XVIII-XIX веков происходит сближение народных песен с историческими литературными.