1. Запишите числительные словами, сочетая их с данными существительными. 5 (друг), 6 (перо), 4 (сутки), 7 (весло), 2 (вилы), 5 (метла), 4 (грабли), 7 (петля), 8 (сосна), 7 (доска), 5 (дочь), 11 (грамм), 13 (апельсин), 5 (скатерть), 9 (орден), 13 (деревня), 15 (гектар). 2. Перепишите, выбирая нужные числительные. У кузницы стояло (два, двое) сан.. и (три, трое) телег.. . (Два, двое) сут.. продолжалась метель. (Четыре, четверо) друз.. отправились в туристический поход. (Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей. Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро). 3. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. 375 конверта (р., тв.), 65 велосипедов (д., тв.), 36 кастрюль (р., пр.), 37 мотоциклистов (д., пр.). 4. Определите синтаксическую роль числительных в предложении: Один за всех и все за одного. Семеро одного не ждут. В трех соснах заблудился. Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году. 5. Запишите арифметические примеры, правильно выговаривая окончания. Запишите эти примеры словами. Образец: К восьми целым двум пятым прибавить четыре пятых. 86 – 54; 352 + 2; 1000 – 24; 8,9 + 0,32; 70,7 + 9. 6. Перепишите числительные в таком порядке: 1) количественные, 2) порядковые, 3) собирательные, 4) дробные: Восемь, сто, одиннадцатый, двое, пятеро, семь, шесть целых три десятых, десять, пятнадцатый, семидесятый, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, три пятых, один, триста пятьдесят седьмой, шестьдесят, одна четвертая,сто. 7. Спишите, ставя слова, данные в скобках, в нужном падеже. Д..ржать (оба, обе) руками; пр..крепить к (оба, обе) ботинкам; д..ржаться за (оба, обе) конца; прил..жить к (оба, обе) ушам,решить (оба,обе,обои) вопроса, погостить у (обоих, обеих )сестер. 8. Спишите. Над количественными числительными надпишите букву к., над порядковыми – букву п. Подчеркните выделенные слова как члены предложения. 1. Входят семь богатырей, семь румяных усачей. 2. С первого щелка прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика. 3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 4. В третий раз закинул он невод, пришел невод с одной рыбкой. (А. Пушкин.)
мета́фора (от др.-греч. — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. термин принадлежит аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. метафора аристотеля, в сущности, почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простогосравнения или олицетворения и уподобления. во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
косвенное сообщение в виде или образного выражения, использующего сравнение.оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-тоаналогии, сходства, сравнения.в метафоре можно выделить 4 «элемента»
категория или контекст,объект внутри конкретной категории,процесс, каким этот объект осуществляет функцию,приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.в лексикологии — смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. ушекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл. это приводило в недоумение льва толстого, воспитанного на принципах аристотелевскогореализма. проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. например, нос майора ковалёва в генеральском мундире у гоголя — это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. например, «облако в штанах». исследователи отмечают сравнительно редкое употребление метафоры в советской художественной , хотя об её «изгнании» говорить не приходится (см., например: «вот мы и разошлись. топот смолк, и в поле пусто» (а. гайдар, «судьба барабанщика»). в 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (терминконстантина кедрова). отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
в современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору(привычную, стертую метафору)[1]
резкая метафора представляет собой метафору, сводящую далеко стоящие друг от друга понятия. модель: начинка высказывания.стёртая метафора есть общепринятая метафора, фигуральный характер которой уже не ощущается. модель: ножка стула.метафора-формула близка к стёртой метафоре, но отличается от неё ещё большей стереотипностью и иногда невозможностью преобразования в нефигуральную конструкцию. модель: червь сомнения.развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. модель: книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав.реализованная метафора предполагает оперирование метафорическим выражением без учёта его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. результат реализации метафоры часто бывает комическим. модель: я вышел из себя и вошёл в автобус.