Сюжет Рождества и поклонения волхвов является одним из самых попу-
лярных в мировой культуре, отразившись в бесчисленных картинах, иконах,
произведениях словесного искусства. В данной статье мы рассмотрим два
стихотворения с одинаковым названием, принадлежащие перу Бориса Пас-
тернака и его младшего современника Иосифа Бродского. Стихотворение Пас-
тернака было написано в 1947 г., стихотворение Бродского в 1987 г. Сорок
лет, разделяющие эти произведения, – целая эпоха в жизни не только страны,
но и всего мира, что не могло не сказаться на интерпретации в них евангель-
ского сюжета. При этом очевидная инверсированная микроцитата из стихот-
ворения Пастернака («с порога на Деву / Как гостья, смотрела звезда Рождест-
ва» у Пастернака → «на лежащего в яслях ребенка издалека, / из глубины
Вселенной, с другого ее конца, / звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд
Отца» у Бродского), а также позднейший комментарий Бродского в интервью
Петру Вайлю по поводу своего и пастернаковского текстов позволяют пред-
положить наличие если не полемики, то по крайней мере диалога Бродского
с Пастернаком. Сам Бродский в интервью Вайлю указывал: «В связи с этим
– разумеется, бессмысленно вступать в полемику, – у меня даже есть некото-
рые возражения по поводу того, как Пастернак обращался с этим сюжетом,
в частности с Рождественской звездой»1
, обозначив, таким образом, узловую
точку диалога с предшественником. Исследователи отмечают наличие интер-
текстуальных связей стихотворения Бродского и с другими произведениями
из цикла Стихотворения Юрия Живаго2
. Дополнительный интерес представ-
ляет вопрос об экфрастическом «измерении» этих текстов, которые, не явля-
ясь примерами жанра в прямом значении слова, тем не менее, могут быть
рассмотрены как случаи так называемого условного экфрасиса.
Сопоставление Пастернака иБродского в этих контекстах правомерно еще
по двум причинам. Во-первых, поэтов сближает сходное отношение к христ-
ианству как, прежде всего, явлению мировой культуры.
Утро. Я еле открываю глаза. В прихожей горит свет. Слышен топот ботинок, открывается дверь. Это папа.
- Лиля, ты в школу – то собираешься?
- В школу? Нет. Я ее уже закончила, я учусь в лицее.
Сколько раз повторялся этот разговор. Неужели целый год с тех пор, как я закончила девятый класс, переросла «девочки с бантиками» больше нет, я стала лицеистской? Я вспоминаю посвящение в лицеисты. Положа руку на сердце, мы дали клятву о том, будем достойны звания лицеиста. Тогда я почувствовала неуверенность в себе, своих силах. Одиннадцати-классники в цветных галстуках делились своими впечатлениями о лицее, рассказывали о своих достижениях. Хотя они были всего на год старше меня, они казались мне более взрослыми. Это давало стимул к получению знаний, преодолению своих страхов.
Так что же изменилось? Новый уровень преподавания, новые методики и программы, и конечно же углубленное изучение так называемых профильных предметов. Все это создано для того, чтобы старшекласснику определиться с выбором профессии, реализовать его навыки и таланты. Старшеклассник оценивает свои возможности, намечает определенные цели для своего развития. Лицей мне стать более уверенной в себе, более ответственной и целеустремленной.
хорош-хороший
жарок-жаркий