В отличие от других персонажей «Мертвых душ» — неподвижных, застывших, мертвенных, — Чичиков дан в динамике, в постоянном движении. Его опасность как социального типа заключается в изумительной при к любым жизненным условиям. Например, почти у всех действующих лиц поэмы (даже второстепенных) есть свои индивидуальные неповторимые портреты. Внешность же Чичикова, описанная в самом начале, дает представление лишь о каком-то неопределенном, неуловимом, скользком человеке: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод… » По таким «особым приметам» поймать преступника невозможно. Вот Павел Чичиков собирается на бал к губернатору. Он целый час проводит перед зеркалом, изучая различные выражения лица и манеры, чтобы применить их на балу. «Пробовалось сообщить ему (лицу) множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков ничего не знал вовсе» . Гоголь постоянно подчеркивает внешнюю опрятность своего героя, его любовь к чистоте, хорошему модному костюму. Чичиков всегда тщательно выбрит, надушен. Эта внешняя чистота и опрятность Чичикова разительно контрастирует с внутренним миром героя. Внутренняя многоликость Чичикова подчеркивается неопределенной внешностью. Подобным же образом строится и язык Чичикова . Он сознательно при к своим собеседникам, ловко подделываясь под их понятия, мгновенно схватывая их уровень сознания и принимая их взгляд на вещи. Это отражается в стиле его разговоров с каждым помещиком. С Маниловым он говорит, как второй Манилов, с Коробочкой почти немедленно принимает фамильярный тон — и т. д. Тем самым проявляются его поразительная гибкость, цепкость, умение найти лазейку в любых обстоятельствах, что и в Чичикову выйти «сухим из воды» даже после краха его предыдущих мошеннических операций.
Это из сказки "Иван крестьянский сын и Чудо Юдо". Там Иван доехал до Калинова моста через реку Смородину. По берегам этой реки рос ракитов куст.
Калинов мост символизирует переход в иной мир. Мост между Явью и Навью. Река эта обычно огненная, смоляная, поэтому Смородина. А Калинов мост - раскаленный докрасна.
Упоминается и в заговорах, былинах, сказках. Обычно по представлениям славян эта река находилась на западе. Так же как и у греков - страна мертвых на западе.
Сказка "Иван Быкович"
Илья Муромец и Соловей Разбойник. “Первый бой Ильи Муромца” Там есть тоже упоминание об этой реке. Это уже былины.
К сожалению, наши разговоры о нравственности часто очень похожи. Нравственность состоит из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из этих чувств - это милосердие. Несколько устаревший термин, непопулярный в 21 веке. Нечто подходящее к прежним временам. "Сестра милосердия "- даже словарь дает это как устаревшее понятие. Изъять милосердие - значит лишить человека важнейших проявления нравственности. Древнее это было необходимое чувство к поверженным. Как же получилось что это слово мы забыли? Я возражу, приведя пример истинного милосердия. Но мы все равно ощущаем, что милосердие уходит из нашей жизни. Если бы можно было произвести измерение этого чувства... Уверен, что человек рождается с чувством милосердия . Думаю, это врожденное чувство. Но если его не употреблять, оно атрофируется.
Гоголь постоянно подчеркивает внешнюю опрятность своего героя, его любовь к чистоте, хорошему модному костюму. Чичиков всегда тщательно выбрит, надушен. Эта внешняя чистота и опрятность Чичикова разительно контрастирует с внутренним миром героя. Внутренняя многоликость Чичикова подчеркивается неопределенной внешностью.
Подобным же образом строится и язык Чичикова . Он сознательно при к своим собеседникам, ловко подделываясь под их понятия, мгновенно схватывая их уровень сознания и принимая их взгляд на вещи. Это отражается в стиле его разговоров с каждым помещиком. С Маниловым он говорит, как второй Манилов, с Коробочкой почти немедленно принимает фамильярный тон — и т. д. Тем самым проявляются его поразительная гибкость, цепкость, умение найти лазейку в любых обстоятельствах, что и в Чичикову выйти «сухим из воды» даже после краха его предыдущих мошеннических операций.